Групповые взаимоотношения трехлетних детей в детском саду


Данная статья ориентирована на воспитателей и на родителей детей-трехлеток.

Групповые нравы
Понятие “групповые нравы” может показаться странным, поскольку речь идет о трехлетних детях. В самом деле, какие нравы могут бытовать в обществе таких малышей? А между тем мы заговорили об этом не случайно.

Вы хорошо знаете, что есть группы, в которых дети часто, ссорятся, дерутся, отнимают друг у друга игрушки, а попытки воспитателя прекратить эти конфликты приносят успех ненадолго. В самом деле, очень трудно установить, кто больше виноват, и еще труднее найти такое решение, которое никого не обидит. Но есть и другие группы. Те, в которых дети живут мирно и спокойно и где царят дружелюбие и взаимная доброжелательность. При этом воспитатели часто не отдают себе отчета, какие их действия (или же отсутствие таковых) породили первую ситуацию и какие усилия обеспечили вторую.

В этой статье мы хотим поделиться с вами некоторыми соображениями о том, как обеспечить в группе мир, покой и взаимное расположение.

Взаимоотношения в группе, а это и есть групповые нравы, определяются не только привычками и наклонностями отдельных детей, например тем, что один боится сверстников, а другой готов с боем отстаивать свои права на приглянувшуюся ему игрушку. В большей степени они определяются нормами и традициями, бытующими в данной группе. Так, в одной группе не. принято обращать внимание на плачущего, тогда как в других ему всегда готовы выразить сочувствие и оказать помощь. Нормы и традиции включают как систему запретов, так и непременно добрые обычаи. И, организовывая групповую жизнь, вы должны четко продумать, чего именно вы не потерпите ни в коем случае и какие добрые традиции вы будете создавать. Начнем с запретов.

“НЕЛЬЗЯ - ЗНАЧИТ НЕЛЬЗЯ!”; “НЕ НАДО, ПОТОМУ ЧТО...”

Основная группа запретов должна быть очень немногочисленной (2-3) и касаться самых основных принципов совместной жизни: личной неприкосновенности, уважения к деятельности и ее результатам. Так, ни при каких условиях нельзя бить других детей, нельзя портить их игру, нельзя причинять боль другим живым существам. Требуя неукоснительного соблюдения этих правил, не уподобляйтесь повару из известной басни И. А. Крылова и не пускайтесь в длинные объяснения. “Нельзя - значит нельзя!”.

Наилучшим способом добиться соблюдения этих запретов будет ваша собственная убежденность, что они правомерны и что нарушений вы не потерпите. И тогда без нотаций и наказаний вы найдете тот взгляд и ту интонацию, проявите то искреннее возмущение, которые дадут ребенку понять, что здесь проходит граница, которую переступить нельзя. Дети прекрасно понимают, что им действительно не разрешено делать. Ребенок очень чувствителен к осуждению взрослых, если оно по-человечески искренне и серьезно.

Однако подобная безапелляционность уместна только в отношении данного узкого круга норм. Множество других правил и ограничений, которые направлены на то, чтобы упорядочить жизнь детей в группе (нельзя разбрасывать вещи, ломать игрушки и т. п.), следует вводить по другой формуле – “Не надо, потому что...”. Здесь вполне уместно разъяснять детям, почему следует соблюдать то или иное правило.

Добрые обычаи в группе
Психологи неоднократно советовали начиная с первой младшей группе регулярно устраивать «сеансы» равного распределения маленьких подарков: красивых бумажек, ленточек и тому подобных привлекательных для малышей мелочей. Такие “сеансы” преследуют одну цель - на доступном для детей данного возраста уровне создать в группе атмосферу равных прав.

Заметим, что равные порции каши или одинаковые котлеты не воспринимаются детьми как свидетельство их равноправия. Одни любят эту кашу, других постоянно приходится уговаривать доесть ее, и для них это печальная необходимость, а не равноправие. Полученные же от воспитателя яркая ленточка, красивый камешек, такой же, как у всех остальных, показывают ребенку, что здесь его так же любят и ценят, как и других, и что у него равные со сверстниками права. Поэтому “сеансы” раздачи ленточек, бумажек, конфет, яблок следует проводить достаточно демонстративно, чтобы все уяснили, что каждый получил свою часть и что части были одинаковыми.

Тот факт, что перед лицом всей группы были продемонстрированы его равные со всеми права, делает ребенка менее чувствительным к неизбежным многочисленным случаям, когда кому-то достается лучшая машинка, более красивая кукла и т. п.

Эту традицию можно продолжить, а если в прошлом году такая работа не велась, ее непременно следует начать. “Сеансы” следует проводить не реже одного раза в неделю, а лучше по два раза в неделю.

Другим хорошим обычаем, достаточно распространенным в наших детских садах, является обычай отмечать дни рождения или именины, делать именинникам подарки и сюрпризы. Мы советуем вам поддерживать этот обычай и вкладывать в его соблюдение много души.

Вы можете попытаться ввести еще один обычай, который мы с успехом опробовали в нескольких группах. Это мысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что за него случилось, о том, как положительно отличился каждый ребенок. Во второй половине дня, например перед прогулкой, вы приглашаете всех детей сесть вокруг вас, чтобы поговорить “о хорошем”. Затем вы предлагаете вспомнить, что сегодня было приятного и веселого. Не смущайтесь, если вначале дети будут не очень разговорчивы. Далее вы рассказываете что-нибудь хорошее о каждом из них. Это вовсе не должны быть какие-нибудь невероятные подвиги или немыслимые добродетели. Достаточно сказать, что Катя сегодня быстро оделась, Петя сразу заснул, Вера аккуратно ела, Ира помогла вам убрать игрушки, Саша упал и не заплакал, у Вовы хорошо заправлена рубашка, Оля дала Лене игрушку, у Кати красивый платочек. Мы хотим обратить ваше внимание на то, что это могут быть не только действия и поступки ребенка, ведь их подчас бывает трудно запомнить, а кое-что можно выяснить только у другого воспитателя, но и такие очевидные вещи, как аккуратная прическа, красивый фартучек. Вы также можете отмечать факты послушания, поскольку в течение дня каждый ребенок хотя бы раз выполнит указания взрослого. Главное, чтобы каждый услышал про себя что-то положительное и все остальные тоже это услышали, чтобы дети узнали, что у всех есть какие-то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и формирует чувство самоуважения у каждого малыша.

Еще одна традиция, которую необходимо ввести и соблюдать,- это уважение к личной собственности детей. Ту щепетильность, которую вы проявляете относительно шапок, обуви и других носильных детских вещей, необходимо перенести на игрушки и другие мелочи, которые ребенок приносит из дома. Эти вещи не имеют права отбирать и использовать ни другие дети, ни, подчеркиваем, вы сами. Если занятия ребенка с принесенной из дома игрушкой в данный момент неуместны, вы можете предложить малышу убрать ее в шкафчик, где она будет в такой же сохранности, как и его новые сапожки.

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Гербова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: