Основные методические подходы к работе с детьми


Основные методические подходы к работе с детьми
II тип мотивации
Он построен на том же желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость, которое конкретизируется в мотивации общения в условиях помощи взрослому.

В этом случае побуждающими для детей мотивами являются общение с вами, возможность получить одобрение, а также интерес к тем новым делам, которые ребенок может совершить вместе с вами.

Вовлечение детей в такую совместную деятельность также не представляет труда. Главное, чтобы вы сами всерьез отнеслись к своим маленьким помощникам.

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться таким-то делом, коротко излагаете его суть, говорите, что в одиночку вам будет сложно или неинтересно, и предлагаете всем желающим принять участие.

2. Даете каждому желающему посильное задание (можно всем одинаковые или похожие задания), показываете или объясняете, как его выполнять. Обучение в такой форме также достаточно эффективно. Дети охотно участвуют в общем деле, стремятся помочь вам, выполнить ваши указания наилучшим образом и, если они не слишком сложны, благополучно осваивают их.
Разумеется, вы не должны скупиться на выражение признательности.

3. В конце необходимо подчеркнуть, что достигнутый результат, практический или интеллектуальный, был получен путем совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

III тип мотивации
Он основан частично на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным и частично на его личной заинтересованности. Такая мотивация побуждает детей к созданию разных предметов для собственного употребления.

Разумеется, те вещи, которые ребенок данного возраста может изготовить для себя, - несложные игрушки, салфетки или носовые платки - вовсе не являются для него столь жизненно необходимыми, чтобы перспектива их получения могла побудить малыша к чрезвычайным усилиям. Однако тот факт, что он сделал это сам, является, как это ни покажется удивительным, очень значимым и приятным для ребенка. Дети искренне гордятся своими произведениями и охотно пользуются ими.

Создание этой мотивации осуществляется по следующей схеме.

1. Вы показываете детям какой-либо предмет, раскрываете его достоинства и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же.

2. Дождавшись утвердительного ответа, вы говорите, что они уже большие и смогут сами сделать себе такие вещи. Затем предлагаете показать каждому желающему, как изготовить такой предмет.

3. Изготовленная вещь поступает в полное распоряжение ребенка. Вы должны создать условия для того, чтобы она получилась достаточно привлекательной и ребенок имел основания гордиться своим трудом. Гордость за дело своих рук - важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Мы рассказали вам о принципах создания мотивации, способной побуждать детей браться за новое для них дело и осваивать новые знания и умения. Вместе с тем новое содержание можно давать детям, опираясь на уже действующую и реально побуждающую их мотивацию.
Смысл этого методического принципа очень прост. Когда ребенок уже занят каким-то интересующим его делом (играет, строит), а значит, уже имеет необходимую мотивацию, вы знакомите его с новыми путями решения этих же задач.

Реализация данного принципа требует непременного соблюдения нескольких условий, ибо увлеченный своим делом ребенок не терпит грубого вмешательства.

1. Вы ни в коем случае не навязываете ребенку своих подходов, а только знакомите его с ними.

2. Если вы видите, что ребенок занят каким-то делом, а вы хотите продвинуть его в данной области, вы интересуетесь, что именно он делает.

3. Вы обязательно хвалите действия ребенка и полученный результат (какой замечательный гараж, как ловко сделан укол и т. п.).

4. Вы спрашиваете разрешения заняться рядом с ребенком тем же делом (строить, лечить и т. д.). Тем самым вы сразу ставите себя в позицию не поучающего взрослого, а партнера, которому понравились действия ребенка и который хотел бы подражать им. Человек, который не хо-чет, чтобы его поучали, не возражает, чтобы ему подражали.

5. Действуя параллельно ребенку, вы знакомите его со своими планами, целями, способами их достижения; интересуетесь его действиями; советуетесь по поводу своих. Тем самым вы в самой уважительной форме выстраиваете новый образец тех действий и тех результатов, на которые ребенок уже нацелен. Эффект подобной формы обучения сказывается, как правило, не сразу. Если у ребенка есть свои замыслы, он, естественно, не станет мгновенно отказываться от них. Но в следующий раз он наверняка воспользуется новыми идеями, которые почерпнул у вас.
Еще один прием в рамках этого же принципа - наводящие вопросы: «А в гараже будет окно?»; «А где у киски хвост?»; «А ты будешь делать зайке укол?» и т. п.

Итак, мы предложили вам основные приемы, побуждающие детей осваивать новые действия, принимать новые цели. Более конкретное описание этих приемов применительно к разным разделам работы вы найдете в методической литературе.


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Гербова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: