Ребенок и внешний мир, обустройство детского сада


Для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. Вместе с тем нужно приложить все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда. Мы живем в столь непростых экологических и социальных условиях, что просто недопустимо еще и усугублять их. Сколько шума, пыли, вредных газов окружают малыша по дороге в детский сад и домой! А изобилие бытовой техники, которая является источником электромагнитного, инфракрасного излучения токов высокой частоты и колоссальным по силе раздражителем для глаз, слуха, нервной системы! А ведь ребенок растет, осваивает этот мир, стремится к его познанию. Как же быть? Как сохранить здоровье, не разрушив познавательного интереса ребенка к миру?

Эта задача сложна, и решить ее до конца не в наших силах, но тем не менее...
Постарайтесь, чтобы стены, шторы были светлых мягких тонов (светло-желтый, салатовый - успокаивают нервную систему, красный - возбуждает, белый - нейтральный, черный и синий - оказывают угнетающее действие на нервную систему).

В помещениях, где постоянно находятся дети, не должно быть пестроты в интерьере, перенасыщения оборудованием (более подробно о создании интерьеров для детей можно почитать в разделе Советы дизайнера).

Все, что предназначено для детей, должно находиться в зоне их активной деятельности на высоте, не превышающей рост ребенка с приподнятой рукой; все, что размещено выше, должно служить целям дизайна помещения, но не практического использования детьми.

Все тяжелые конструкции мебели, другого оборудования должны быть устойчивыми и закрепленными; передвижным может быть только то, что имеет малый вес и не может стать причиной детских травм.

Все материалы, начиная от игрушек и заканчивая экранами отопительных приборов, должны быть безвредными. Опасное в химико-токсикологическом отношении изобилие, даже очень красивое, гораздо хуже, чем простое оснащение.

В помещениях должно быть светло (200 люкс), возможно создание многоуровневого освещения. Следует максимально сохранить естественное освещение: стекольная поверхность окон в игровой комнате, раздевалке должна быть свободна от штор; в спальне ширина легких штор должна быть не меньше, чем ширина окон, - во время сна шторы защищают детей от прямого солнечного света, создают благоприятную для сна обстановку.

Подоконники должны быть свободны от цветов и других предметов, доступны детям для обзора панорамы, наблюдений.

Количество зелени в помещениях должно быть небольшим. Помните, что и растения, и представители животного мира - такие же живые организмы. Они тоже боятся шума, требуют внимания, постоянной заботы. Растения, птиц, хомячков и др. лучше размещать отдельно (уголки в рекреациях, переходах, на лестничных площадках, отдельные комнаты, зимние сады).
 
Расширяя поле деятельности детей, используя для игровых зон спальни, раздевалки, не забывайте о сочетании содержания «большой» и «маленькой» жизни (в спальне могут быть не физкультурные снаряды, а кукольные уголки аналогичного содержания).

Формируя зоны деятельности, позаботьтесь об их разумном сочетании:
- книги, мольберты, глина, нитки, мозаика должны по возможности находиться ближе к свету (окну) - надо беречь глаза детей;

- спокойное содержание должно соседствовать со спокойным или умеренной интенсивности; подвижное содержание- с аналогичным.

Не концентрируйте весь игровой материал - создайте для детей ситуацию активного поиска (чтобы что-то использовать, нужно встать, пройти, пробежать), в противном случае не избежать гиподинамии.



Подумайте над тем, как организовать постоянное одностороннее проветривание. Не обеспечивая приток свежего воздуха, вы обрекаете ребенка и себя на болезни, быструю утомляемость, плохое настроение, низкую работоспособность. Вместе с тем не должно быть сквозняков, старайтесь уберечь детей от переохлаждения.

Одежда детей должна соответствовать микроклимату группы. Лучше всего использовать двухслойную одежду: хлопчатобумажное белье, носочки, шорты, рубашечка с коротким рукавом, платье тоже с коротким рукавом. Но это если термометр показывает не ниже 20 °С. Дети-«мерзляки» требуют особого отношения. Такой ребенок может быть одет в легкое платье с длинным рукавом.

Групповая комната - не спортивный зал, поэтому набор физкультурных снарядов должен быть разумным: хороши шведская стенка небольших размеров, обязательно с матом, скамейка, диски «Здоровье», мячи, канат, шест; а лучше всего прикладное использование скакалок, лент, рельефных ковриков, катушек из-под ниток, теннисных шариков и т. п. Суть не в обилии атрибутов, а в рациональном их использовании.

Речь педагога должна быть спокойной, негромкой, но четкой, доступной детскому восприятию. Помните, что шум - наш злейший враг; окружая ребенка с малых лет громкой речью, музыкой и т. п., мы нарушаем формирование не только слуха, но и психики.

Не увлекайтесь телевизионными передачами - дети могут их смотреть 2-3 раза в неделю, не более 15 мин. Расстояние от экрана должно быть не ближе 3 м. Желательно, чтобы экран находился на уровне глаз. Посоветуйте родителям следить за тем, чтобы при работающем телевизоре ребенок не играл перед ним, не стоял перед экраном - это небезопасно для здоровья.

Предлагая ребенку любой вид нагрузки (физическая, умственная, эмоциональная), помните о воздействии последней - даже увлекательнейшее занятие, удовлетворяя одну потребность, может стать причиной неблагополучия. Поэтому оптимальная продолжительность занятий для трехлетних детей - 20 мин, а максимальная - 30 мин.

Территория детского сада должна быть доступна детям.

Прежде чем рассаживать цветы, подумайте, достаточно ли останется места, где детям было бы безопасно бегать, прыгать, лазать, кататься, ходить, строить, лепить, рисовать, играть с водой, песком...

Старайтесь во время экскурсий, прогулок избегать шумных, загазованных магистралей, территорий с неизвестными вам растениями, не говоря уже о ядовитых.

Следите за тем, чтобы ваша косметика, одежда, манера общения, поведения не стали источником аллергии у детей, поводом для формирования нежелательных привычек. В этом возрасте дети увлеченно подражают окружающим, и особенно тем, кому верят и любят. Станьте для них не только источником душевного тепла, но и примером заботы о своем организме, красоты, подвижности, культуры и всего хорошего, чем обладаете.

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Гербова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: