Создание условий для игры трехлетних детей в детском саду


Создание условий для игры трехлетних детей в детском саду Правильная организация игры с детьми в возрасте 3-4 лет предполагает:

1) создание благоприятных условий для самостоятельной игры;

2) совместную игру воспитателя с детьми.


Создание условий для самостоятельной игры

Внимание! В режиме дня отведено специальное время для самостоятельной игровой деятельности детей. Не допускайте, чтобы это время заполнялось другими делами, занятиями, мероприятиями. Не забывайте, что игра - это деятельность, во многом обеспечивающая своевременное и полноценное психическое развитие ребенка-дошкольника.

Ролевые атрибуты
Для ребенка, вступающего в ролевую игру, чрезвычайно важны внешние знаки, помогающие ему вообразить себя тем или иным взрослым-профессионалом (врач, шофер, моряк), войти в его образ и удержаться в нем какое-то время. В качестве таких знаков, выразительно и однозначно характеризующих носителя определенной профессии, могут выступать как элементы форменной одежды (белый халат, милицейская фуражка, пилотка, клоунский колпак и др.), так и копии инструментов, которыми взрослые пользуются в своей работе (шприц, жезл регулировщика, руль, гаечный ключ и т. п.). Первые помогают ребенку войти в роль какого-нибудь профессионала, вторые позволяют воспроизводить действия, присущие носителям этих профессий.

Младшему дошкольнику необходимо и то и другое. Более того, ребенок никогда не откажется ни от одного атрибута. Однако вы должны соблюдать разумную меру. Для одной профессии вполне достаточно одного-двух внешних знаков, например милиционеру нужны фуражка и жезл, капитану корабля - бинокль. В большинстве случаев можно ограничиться головным убором, реже необходимо дополнить его элементами одежды.

Копий реальных предметов должно быть много. Но не надо стремиться скопировать все, что может понадобиться для игры. Кое-что должно заменяться предметами-заместителями, например врачебная трубочка должна быть похожа на настоящий стетоскоп, а таблетки лучше нарисовать на кусочке картона; весы должны быть копией, а взвешиваемые продукты - заместителями.

Знакомить детей с игровыми атрибутами можно по-разному. Рассмотрим несколько вариантов.

1. Появление в группе нового внешнего знака какой-нибудь профессии - это одновременно и открытие для детей новой сферы человеческой деятельности.

Расскажите малышам историю о том, как вы сами, будучи совсем маленькой, играли, например, в «моряков»: «Я строила из стульев большущий корабль. Надевала настоящую капитанскую фуражку. А еще у меня был бинокль. Я очень любила плавать по морям. А вам бы хотелось плавать по морям? Я так и думала. Поэтому я принесла вам свою капитанскую фуражку и бинокль. Хотите посмотреть?»

Покажите новые атрибуты, примерьте их всем желающим по очереди и затем предложите построить большой корабль и отправиться в плавание.

Разумеется, почти все дети (во всяком случае, мальчики) захотят немедленно начать манипулировать с новыми атрибутами. Чтобы избежать этой стихии, попросите у них разрешения показать сразу всем, как вы играли в «капитана», когда ходили в детский сад.

2. Копии предметов можно предлагать в процессе игры, когда вы обнаруживаете, что настало время расширить диапазон ролевых действий ребенка, поддержать его интерес к игре в этой роли. Например, если малыш играет во «врача», спросите, не нужны ли врачу новые инструменты - пипетка для закапывания капель больным куклам в нос или в уши, новые трубки для выслушивания больных (стетоскопы). Покажите инструменты и расскажите о них. Одновременно предлагайте не более двух новых копий.

3. Атрибуты можно демонстрировать детям и при разыгрывании взрослым новой роли. Например, объявите, что открываете мастерскую, где будете работать мастером по ремонту автомобилей. Пригласите всех желающих отремонтировать машины. Покажите инструменты и «работу».

Хорошо знакомые детям атрибуты комплектуют по тематике и размещают либо в игровых уголках, либо в специально приспособленных коробках с ручками, сделанных по типу сумки и обозначенных яркими символами: чемоданчик для врача - белым кружочком с красным крестиком, коробка для парикмахера - расческой и ножницами. Такая упаковка позволит детям развернуть игру не только в специально оборудованном уголке, но и в любом другом удобном для них месте.

Предметы-заместители и многофункциональный материал
Различные предметы, допускающие самое разнообразное использование, являются обязательным элементом нормальной детской игры. С их помощью ребенок может реализовать любую «экзотическую» идею: положить в компот «ананас», сконструировать «пульт управления космическим полетом» и т. п. Разнообразное использование одних и тех же предметов развивает способность находить нестандартные решения, не смущаться отсутствием традиционных средств.

Советуем вам завести в группе ящик с множеством ячеек, где будут собраны самые разные «замечательные предметы», привлекающие детей и вовсе уже не нужные взрослым: бобины от магнитофонной ленты, разнообразные колечки (большие и маленькие, деревянные, резиновые и пластмассовые), катушки, трубки, кубики, бруски, цилиндры, кегли с просверленными отверстиями, палочки, звонки, выключатели, всевозможные пробки, шишки, пластины (разной длины, ширины и формы) из фанеры, веревки, зажимы для фотобумаги или белья, вышедшие из употребления детали от приборов и пр. Не забудьте положить в ящик различные геометрические фигуры (объемные и плоские, большие и маленькие) и предметы неопределенной формы (ракушки, кусочки поролона, плотного картона, тряпочки, цветные лоскутья и др.). Следите, чтобы все эти вещи имели приятный вид, несмотря на то, что многие из них могут быть старыми.

Ящик «замечательных вещей» вы вместе с детьми будете постепенно пополнять новыми предметами, приносимыми из дома. Все новые «сокровища» надо показывать ребятам, внимательно рассматривать. Ящик должен иметь постоянное место, чтобы дети могли легко и быстро находить его.

Кроме этого, постарайтесь предоставить детям как можно больше модулей, кубов, сборно-разборных скамеек, ящичков, коробок и пр. Такой многофункциональный материал они могут использовать для создания собственной игровой обстановки.

Игровые уголки
Детям четвертого года жизни необходимы специальные игровые места, где была бы воссоздана обстановка, похожая на настоящую (квартира, гараж, больница) и поэтому помогающая ребенку входить в роль и удерживать, ее посредством соответствующих игровых действий. Постарайтесь оформить игровые уголки так, чтобы в них было удобно двум-трем детям. Не загромождайте их лишними предметами, игрушками. Продумайте взаимное расположение разных уголков так, чтобы машины из «гаража» не проезжали через «жилую комнату» или «больницу». Поскольку дети очень любят играть в ограниченном пространстве (в местах, чем-нибудь отделенных друг от друга), можно попробовать разгородить игровую зону мебелью.

К моменту массового сбора детей после летнего отдыха такие уголки уже должны быть готовы. Знакомя малышей с новой группой, обойдите помещение с ними, покажите и объясните, где что расположено: «Посмотрите, ребята, какая у наших кукол красивая квартира. Вот это кухня - здесь можно готовить еду. А это ванная комната. Наши куклы очень любят мыться. Они ведь у нас чистюли. А кто уже нашел место, где куклы спят?» И т. п.

Местоположение игровых уголков, их основная обстановка не должны меняться, ибо детям важна стабильность. Вы можете периодически дополнять уголки новыми игрушками, атрибутами и с согласия детей расставаться с некоторыми вещами («Старый шкаф можно будет вынести на участок, а новый поставим в квартире, а еще купим новый диван»). Такое оживление игровой обстановки необходимо. Это будет поддерживать у детей интерес к игре. Изменение обстановки может быть сюрпризом для малышей, и, наоборот, можно изменить ее после согласования с детьми, в связи с какими-то обстоятельствами, возникшими в игре, и т. п.

Наряду с организацией стабильных, специально оборудованных игровых уголков важно побуждать самих детей, а иногда и взрослых создавать временную игровую обстановку: пароходы и корабли, поезда, самолеты, дома, магазины, мастерские, цирк, озеро, лес. Это значительно разнообразит игры детей, будит их воображение, фантазию.

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Гербова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: