Педагогическая работа по формированию ролевой игры


Педагогическая работа по формированию ролевой игры
Как организуется процесс наблюдения
Как только вы приведете детей к месту наблюдения и скажете о предстоящем, всю инициативу берет на себя взрослый, который будет демонстрировать свои профессиональные действия. Вы не даете никаких пояснений, не мешаете детям наблюдать и слушать.

Процесс наблюдения не должен быть длительным и перенасыщенным. Например, повар заранее готовит две сковороды котлет, а когда приходят дети, говорит, что не хватает еще трех-четырех котлет. Сообщает, что в данный момент готовит котлеты им на обед, а затем демонстрирует все, что было запланировано. На пробу берутся котлеты, приготовленные до прихода детей.

В завершение детям дарят атрибуты. Повар может рассказать, что когда была маленькой, то очень любила играть «в повара» и готовить куклам, зайкам, лисятам, обезьянкам вкусные блюда - каши, компоты, пироги, что у нее были белый фартук и колпачок. Показывает фартук и колпачок и дарит их малышам. Обещает зайти в группу и посмотреть, как дети будут готовить куклам еду.

В некоторых случаях целесообразно после наблюдения повторить профессиональные действия в игровой ситуации. Можно предложить малышам накормить кукол, которые живут в группе. Можно после возвращения от врача обнаружить больного слоника и полечить его с помощью инструментов, которые подарил врач. Например, воспитатель говорит: «Вы слышите? У нас в группе кто-то тихонько плачет. По-моему, это слоник». Выясняется, что малыш поранил хобот. Воспитатель успокаивает слоника, говорит, что будет врачом. Надевает шапочку. «Я сейчас тебя вылечу. Помажу хобот мазью. Вот так. А теперь перевяжу бинтом (его подарил врач). Вот и готово».

После подобной ситуации важно переключить внимание детей с того единственного атрибута, который им достался в подарок. Малыши могут поиграть со слоником в прятки («Слоник выздоровел и теперь хочет, чтобы вы прятались, а он будет искать»).


Наблюдения воспитателя за самостоятельными играми детей

Основная задача: помогать ребенку соотносить известные ему игровые действия с названием роли и ее внешним обозначением, осознавать себя носителем определенной роли.

Пути решения основной задачи
1. Использование игровых приемов, побуждающих ребенка принять роль взрослого. Например, вы видите, что малыш держит в руках трубочку и как будто бы бесцельно ходит по группе. Попытайтесь, не отвлекая других детей, помочь малышу принять роль и обозначить ее внешним знаком: «Понимаешь, Денис, очень нужен врач с трубкой, чтобы послушать куклу Олю. Она что-то сильно кашляет. А может, ты и есть врач? Тогда вот тебе халат и шапочка с красным крестиком. Пойдем, я покажу тебе, где живет кукла Оля».

2. Поощрение детей, которые уже обозначили свои роли атрибутами, но еще не готовы выполнять соответствующие игровые действия. Этот методический прием используется тогда, когда вы видите, что ребенок, надев на себя атрибуты, занимается другим делом. Например, малыш надел бескозырку и матросский воротник, а играет с мозаикой. Спросите у ребенка: «Сережа, ты кто сейчас?» Подтвердите его ответ или назовите роль и сами соотнесите ее с внешними знаками, которые использовал ребенок: «Я тоже подумала, что ты моряк. Потому что ты надел бескозырку и красивый синий воротник с полосками». Акцентировать внимание на мозаике, с которой мальчик играет, не следует. Важно поддержать возникшее у ребенка желание вообразить себя взрослым, носителем какой-то роли.

3. Эмоциональное комментирование игровых действий ребенка и соотнесение их с названием роли. Этот прием применяется в том случае, если роль (мама, папа, шофер) не обозначается выразительным внешним знаком. Например, вы знаете, что ребенок, который сидит на стуле и крутит игрушечный руль, еще не называет себя шофером. На наш вопрос: «Витя, ты кто сейчас?»- он отвечает, что рулит. В следующий раз, увидев, что он опять манипулирует рулем, эмоционально прокомментируйте игровые действия малыша и соотнесите их с соответствующей ролью: «Как хорошо, Витя, ты управляешь машиной. Правильно руль держишь. Внимательно смотришь на дорогу, чтобы кого-нибудь случайно не задавить. На тормоз умеешь нажимать. Ты все делаешь очень хорошо, как настоящий шофер. Я отгадала, Витя, ты ведь шофер?»

Каждый из описанных приемов можно использовать в любой, благоприятный для тактичного вмешательства в самостоятельные игры детей момент до тех пор, пока они не овладеют умением принимать разные роли взрослых. Как только дети этому научатся, необходимо будет проводить игры, которые обеспечат слияние принятой роли с набором соответствующих ей игровых действий. В этих играх со взрослыми могут участвовать все желающие.


Обогащение ролевого поведения

Работа по обогащению ролевого поведения начинается с теми детьми, которые уже научились принимать роли взрослых и соотносить их с игровыми действиями, подчиненными этим ролям, т. е. с теми, кто уже способен самостоятельно определять ролевое поведение и развивать игру в соответствии с принятой ролью.

Основные задачи:
1. Обогащать ролевое поведение ребенка новыми игровыми целями, показывая место той или иной цели в жизни людей, знакомя с разнообразными ситуациями, в которых могут возникать одни и те же цели.
2. Передавать детям выразительные способы и технологию выполнения игровых действий.
3. Насытить предметно-игровую среду достаточным количеством разных атрибутов.

Пути  решения  основных задач
Мы предлагаем два основных пути, с нашей точки зрения в наибольшей степени позволяющих сохранять самостоятельный характер детской игры: принятие взрослым параллельной роли (т. е. такой же, какую уже принял ребенок) и введение в игру ребенка новых атрибутов.

Принятие взрослым параллельной роли представляет собой специально организованное игровое общение. Организуя такое общение, взрослый с разрешения ребенка принимает такую же роль, какую уже принял и разыгрывает малыш. Затем взрослый организует рядом с ребенком свою игру. Играя рядом в такой же роли, он получает возможность скрыто влиять на игру ребенка, обогащать ее новыми игровыми целями, новыми сюжетными ситуациями и при этом сохранять ее самостоятельный характер.

Когда начинать играть с детьми на параллельных ролях? Не спешите докучать детям своим вниманием. Если на третьем году жизни ребенок нуждался в вашем постоянном участии, в новой информации, то теперь он хочет насладиться приобретенной возможностью играть самостоятельно, да еще в роли взрослого. Поэтому дождитесь, когда дети переживут этот этап и «позволят» вам играть с ними.
 
Как организовать игровое общение с ребенком, чтобы обогащалась его собственная ролевая игра? Мы предлагаем вам следующую методику:

1. Взрослый наблюдает за самостоятельной игрой ребенка, анализирует ее и решает, с какими новыми игровыми целями он будет знакомить малыша в процессе их игрового общения.

2. Восхищается игрой ребенка и интересуется, в кого тот играет.

3. Спрашивает у ребенка разрешения на принятие параллельной роли (такой же, какую разыгрывает ребенок) .

4. Сначала дублирует игровые действия ребенка. Затем ставит собственные цели, отличные от тех, которые реализует ребенок в своей игре, и таким образом знакомит его с новыми игровыми целями.

5. Вновь повторяет за ребенком 1-2 игровых действия.

6. Завершает свою игру высказыванием о том, что ему очень бы хотелось еще раз поиграть с Олей (Петей) в эту интересную игру и что он будет ждать приглашения малыша поиграть вместе. Таким заявлением взрослый побуждает ребенка через некоторое время снова вернуться к этой игре, а для себя обеспечивает возможность продолжить решение своей педагогической задачи обогащения детской игры.

Страница 2 - 2 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Гербова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: