Педагогическая работа по формированию ролевой игры


Педагогическая работа по формированию ролевой игры
Хотелось бы предостеречь вас от некоторых ошибок, которые часто встречаются в практике.

Не старайтесь перенасыщать игру ребенка новыми игровыми целями. Не забывайте, что у него своя игра, а у вас своя. В ходе игры вполне достаточно предложить ребенку 3-4 новые игровые цели.

Уважайте игру ребенка, не забывайте у него тоже чему-то «учиться». Это поможет вам завоевать доверие малыша и его расположение к последующим совместным играм.

Старайтесь своевременно выходить из игры. Лучше чуть-чуть не доиграть, чем переиграть. Важно, чтобы у ребенка осталось желание продолжить игру в дальнейшем.

Такая методика общения с ребенком в игре сохраняет его игровую инициативу, ребенок играет в той роли, которую он сам выбрал. Повторяемым неоднократно вопросом: «А что ты сейчас делаешь?» воспитатель побуждает ребенка ставить собственные игровые цели. Более того, игра никоим образом не ущемляет свободы выбора ребенком ролевых действий. При таком игровом общении он сам будет решать, что делать и как. Его правом будет принять предложение взрослого или отказаться от него. Таким образом, вы максимально уважительно относитесь к ребенку и даете образцы ролевого поведения в рамках его собственной мотивации. Методика строится так, что взрослый только скрыто побуждает ребенка к новым ролевым действиям, но ни на чем не настаивает.

Итак, принятие взрослым параллельной роли вслед за ребенком мы рассматриваем как ведущий способ обогащения ролевой игры детей.

Введение в игру ребенка новых атрибутов наиболее простой способ обогащения ролевой игры детей. Вы уже знаете, что атрибуты делятся на две группы. Первая группа атрибутов помогает ребенку чем-то внешне обозначить принятую роль - фуражкой, пилоткой, халатом, бескозыркой и т. п. Вторая группа атрибутов - шприцы, выключатели, рули, фонарики, баночки, бинокли и т. п.- направляет ребенка на определенные ролевые действия.

Для обогащения ролевого поведения ребенка абсолютно не требуется расширять набор атрибутов, обозначающих роль. Увеличивать, естественно, до разумных пределов, нужно вторую группу атрибутов. Любой инструмент или орудие, предложенные ребенку, побудят малыша использовать их. Ну разве откажется ребенок от пульта, сделанного из обычной небольшой коробочки, в которую вложен соответствующий ее размеру кусок поролона с накленными пластмассовыми цветными геометрическими фигурами - кнопками? Ведь на кнопки можно нажимать. А если в эту коробку вы еще вложите обычный выключатель, с помощью которого можно будет включать и выключать мотор машины, самолета, корабля, определенно ребенок подарит вам в благодарность улыбку и будет считать настоящим другом. Ведь вы «угадали», что ему было нужно для игры.

Итак, второй способ обогащения детской ролевой игры заключается в том, что вы, наблюдая за игрой ребенка, продумываете, какой атрибут можно ему предложить, чтобы игра оживилась, получила дальнейшее развитие.

Искать какие-то приемы, чтобы предложить ребенку атрибуты, не следует. Атрибут настолько привлекателен сам по себе, что достаточно только подойти к играющему малышу, показать его и объяснить, для чего он может пригодиться, например: «Верочка, у меня в магазине продаются новые тазики и утюги. Ты не собираешься стирать? Ну, заходи ко мне в магазин за тазиком и утюгом; Артем, посмотри, что я принесла для твоей автомашины! Тебе нужен такой переключатель скоростей? Смотри, как он работает. Раз нужен, я тебе его оставлю. Если будет еще что-нибудь нужно, приезжай ко мне в гараж. У меня есть многое из того, что может понадобиться для автомобиля».


Расширение диапазона ролей

Итак, вы отыграли с детьми в параллельных ролях. Каждому индивидуально вы помогали обогащать роли, которые они выбирали для себя сами. Чтобы не ограничивать игровые возможности детей, пришло время расширять диапазон известных им ролей. Это позволит обогатить ролевую игру (мы наблюдали довольно много детей, которые принимали только одну роль), а форма ее организации (взрослый будет играть одновременно с несколькими детьми в параллельных ролях) будет способствовать появлению у ребенка желания играть вместе со сверстниками, что чрезвычайно важно для его развития.

Основные задачи:

1. Познакомить детей с новыми, доступными их возрасту ролями.

2. Способствовать возникновению у ребенка желания играть со сверстниками.

Путь решения основных задач: совместная игра взрослого с несколькими детьми одновременно.
Если прежде ребенок был полностью свободен в выборе роли, а взрослый, чтобы скрыто способствовать развитию ролевого поведения малыша, играл не вместе с ним, а рядом, приняв такую же роль, то теперь все должно происходить иначе. Дети будут принимать на себя параллельные роли вслед за взрослыми. Однако, как и ранее, методика построена так, что за ребенком полностью сохраняется право свободного выбора. Он сам будет решать, принимать ему предложенную роль или нет. Сам будет выбирать для себя игровые действия, а не дублировать действия взрослого.

Предлагаем вашему вниманию примерный план таких игр.

1. Взрослый обозначает свою роль каким-либо атрибутом и организует простейшую игровую обстановку.

2. Затем он приглашает в игру 4-5 детей по одному, привлекая их внимание к созданной игровой обстановке и своему внешнему виду.

3. Называет свою роль и кратко поясняет, с какими игровыми действиями она связана.

4. Объясняет, что ему одному не справиться с этой ролью, и с помощью привлекательных для детей атрибутов побуждает их включиться в совместную игру в таких же ролях.

5. Тем, кто выразит желание играть, помогает принять новую роль.

6. Начинает совместную игру с уже известных детям игровых действий и таким образом облегчает им вхождение в новую роль.

7. После того как дети примут участие в общей игре, предлагает каждому поставить свою игровую цель; помогает детям интересно развернуть игровые действия.

8. Возвращает детей к известным игровым действиям.

9. Поощряет всех детей за участие в игре, предлагает в следующий раз снова так же хорошо поиграть вместе.

Примечание. В некоторых случаях концовка игры может быть общей для всех, например после дрессировки собачек все дрессировщики вместе со своими питомцами выступают в цирке.

Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Гербова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: