Как приобщить трехлетнего ребенка к книге?


Как приобщить трехлетнего ребенка к книге? Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место.

Народные песенки, потешки, сказки погружают ребенка в светлый, уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу.

Одна из движущих сил развития ребенка - сила примера. Книга сознательно и целеустремленно направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию. Доброта и справедливость, любовь к людям приходят к детям из жизни и из книг, но приходят незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их УМЫ и СЕРДЦА.

Сам ребенок к книге не пристрастится. Приобщить его к этому огромному богатству должен взрослый.

Весь предыдущий год детям много читали и рассказывали. Ежедневно читали русские народные и авторские сказки, небольшие рассказы русских и зарубежных писателей. При любом подходящем случае педагоги сопровождали свою речь исполнением русских народных песенок и потешек; с детьми водили хороводы, играли в народные игры, в которых действие сопровождалось текстом.

С детьми рассматривали книжные иллюстрации. Их приобщали к неторопливому восприятию рисунка, «прочтение» которого с помощью взрослого вызывает у ребенка радость и желание сегодня, завтра и позже вернуться к рассматриванию знакомой иллюстрации.

Работая с детьми четвертого года жизни, вы, уважаемый коллега, будете продолжать начатую работу.

Остается в силе правило - читать детям ежедневно, читать народные песенки, потешки, народные и авторские сказки, стихи и рассказы русских и зарубежных писателей, пользуясь специальным списком (опубликован в конце статьи).

Начиная учебный год, не забывайте повторять с детьми то, с чем вы их знакомили ранее. При каждом подходящем случае читайте малышам народные песенки и потешки, стихи наших отечественных поэтов; рассказывайте детям народные сказки, руководствуясь их собственным выбором.

Список художественной литературы, рекомендуемый для чтения детям трех-четырех лет, включает весьма объемный раздел по устному народному творчеству. Кроме народных сказок, песенок и потешек, в него вошли считалки, скороговорки, небылицы.

Считаться с помощью считалки дети этого возраста не могут, даже если знают текст наизусть. Вы сами будете пересчитывать их, а малышам эта своеобразная игра, сочетающая жесты и слова, доставит огромную радость.

И скороговорки будете читать для детей тоже вы, взрослые. Обычно такое быстрое чтение приводит малышей в восторг, и они просят, чтобы читали еще и еще. И даже пробуют самостоятельно что-то бормотать в очень быстром темпе, веселясь от души.

Анализируя программные песенки и потешки, авторские стихи, мы сгруппировали их, ориентируясь на тот вид детской деятельности, в котором то или иное произведение будет к месту. Естественно, что эта классификация условна, но она дает воспитателю вполне определенные ориентиры.


Читаем по ролям

В списке достаточно много произведений, построенных на диалоге. Это песенки русского народа: «Куда, Фома, едешь...»; «Идет лисичка по мосту...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Курочка-рябушечка...»; «Кисонька-мурысенька...»; коми-пермяцкая песенка «Чив-чив, воробей!»; французские народные песенки: «Был сапожник?»; «Дождь, дождь!»; стихотворение А. Введенского «Песня машиниста» и др.

Вы несколько раз читаете детям произведение, не спешите, одобряете их попытки читать вместе с вами. Как только малыши запомнят текст, организуете чтение по ролям. Примерно так:

Воспитатель и дети. Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?
Ребенок. За водичкой...


Проводим подвижные и хороводные игры

Некоторые народные песенки настраивают слушателя на определенные действия, призывают кому-то помочь, кого-то спасти, от кого-то убежать, кого-то поймать и т. п. Поэтому многие из них могут быть использованы для организации и сопровождения подвижных игр: «Сидит, сидит зайка...», «Гуси вы, гуси...», «Заяц Егорка...», «Мыши водят хоровод...» и др. Приведем пример.

Дети стоят на небольшой ледяной или снежной горке. Кто-то неудачно скатился с горки и барахтается в снегу у ее подножия. Воспитатель декламирует: «Заяц Егорка свалился в озерко...» Обращается к детям: «Бегите под горку! Спасайте Егорку!».
Дети скатываются с горки и поднимают товарища.

Русскую народную песенку «Жили у бабуси два веселых гуся» лучше исполнять в хороводе. Гуси стоят в центре круга и в процессе исполнения песенки совершают нужные действия: вытягивают шеи, моют в луже лапки, прячутся в канавке, гогочут.


Сейчас самое время прочитать стихи

Стихотворения для малышей, небольшие по объему и понятные им по содержанию, часто адресованы какому-то конкретному ребенку, о чем свидетельствует его имя в тексте. Заменим это имя на имя одного из присутствующих - и малыш получит весьма необычный и приятный для него подарок («Куда, Коля, едешь? Куда погоняешь?»; «Не пора ли баиньки? Вам -под осинку, Алеше-под перинку»).

Если в песенке имя не упоминается, но педагог читает ее и при этом посматривает на кого-то из малышей и лукаво улыбается, ребенок бывает весьма польщен таким вниманием. Другие дети, наблюдая за педагогом и прислушиваясь к песенке, понимают, почему песенка адресована именно этому ребенку, и начинают подражать его действиям. Теперь педагог читает стихотворение и Оле, и Диме, и Саше, и Мите...

На другой день вы опять собираете группу детей и читаете им то же стихотворение. Если малыши начнут подговаривать отдельные слова, похвалите их, поблагодарите за помощь.

Вы заметили, что ребенок запомнил стихотворение. Предложите ему «подарить» стихотворение любому из присутствующих сверстников. Помогите обратиться к приятелю («Стихотворение «Ежики смеются» я дарю своему лучшему другу Мите. Слушай, Митя») и приходите на помощь при затруднениях.

Для заучивания мы рекомендуем следующие программные стихотворения: «Лошадка», «Бычок» А. Барто; «Кораблик» Д. Хармса; «Слониха читает», «Ежики смеются» К- Чуковского; «Петушки» или «Гололедица» В. Берестова; «Черепаха» Б. Заходера; «Обновки» П. Воронько; английскую народную песенку «Три мудреца» в обработке С. Маршака.

Запоминая новые стихотворения, песенки, дети постепенно забывают старые. Поэтому время от времени в подходящих случаях педагог должен напоминать старые стихи. Но для этого нужно хорошо знать тексты.

На прогулке ребенок забегает за веранду, воспитатель не видит его, беспокоится. Обнаружив малыша, декламирует: «Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик! Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет». «Я ее не боюсь», - отвечает ребенок, И просит: «Ты меня опять найди». Воспитатель «находит» малыша, но теперь прячутся .и другие дети. Он находит и их и каждому читает стихотворение про огуречик.

Девочка наряжается: надевает венок с лентами, длинную юбку, не спеша прохаживается, приспосабливаясь к новому костюму. Воспитатель, любуясь девочкой, читает: «Вдоль по реченьке лебедушка плывет, выше бережка головушку несет...» Девочка переходит на мелкие шажки, идет на носочках. К ней присоединяется ее подружка. Педагог сообщает зрителям и слушателям про вторую лебедушку - снова читает песенку. Повторяет текст, но теперь уже в такой интерпретации: «...лебедушки плывут... головушки несут...».

В подходящих случаях, а их может быть сколько угодно, можно читать малышам следующие песенки: русские народные: «Огуречик, огуречик...», «Вдоль по реченьке...», «Тень, тень, потетень...», «Кот на печку пошел...», «Улитка, улитка...», «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду...»; латышскую «Что за грохот?»; польскую «Дедушка Рох».

Укладывая детей спать, целесообразно раз за разом рассказывать им русские народные колыбельные песенки, например «Заря-заряница...», «Баю-баю, за рекой...» и др. и авторские стихотворения, например «Спи, младенец мой прекрасный...» (из «Казачьей колыбельной» М. Лермонтова).

Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  А. Шишкина

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: