Педагогическое воздействие на познавательную активность детей


Педагогическое воздействие на познавательную активность детей
В процессе совместного труда у педагога появляется возможность наглядно, доступно и ненавязчиво рассказать детям о строении растения.

И вот, пересаженный цветок красуется на прежнем месте. Все любуются им и получают от воспитателя горячую благодарность.

Все растения в группе должны быть пересажены педагогом вместе с детьми.

Регулярный правильный уход за комнатными растениями обеспечит их хороший рост, своевременное цветение и развитие. Они украшают помещение, являются источником радости и внимания для всех, способствуют расширению у малышей представлений о мире растений и формированию бережного и созидательного отношения к нему.


На участке детского сада

Все дети любят гулять. Прогулка - это и веселые игры, и занимательные постройки, и захватывающие рассказы, и, конечно, встречи с природой.

Воспитывая маленьких детей, надо стремиться заложить основы бережного, внимательного и созидательного отношения к природе. Формировать такое отношение необходимо через личные практические действия малышей, направленные на помощь различным представителям живой природы. Но трехлетний ребенок еще не знает, кому нужна его помощь и как ее оказывать. Поэтому воспитатель в течение года учит детей быть внимательными к окружающему, постоянно наблюдать, чтобы замечать происходящие изменения. Но внимание трехлетнего ребенка не может вместить многое, и поле совместной деятельности педагога с детьми ограничивается групповым участком. Пусть сначала малыши научатся наблюдать и помогать в пределах своего ближайшего непосредственного окружения. А как оказывать элементарную помощь растениям и насекомым, попавшим в беду, покажет воспитатель.

Примерно один раз в 2-3 недели педагог со своими воспитанниками делает обход участка. При этом можно увидеть:
- поломанную веточку на дереве,
- притоптанный цветок у дорожки,
- вырванный из земли кустик земляники,
- росток деревца, выросший в неудачном месте,
- обессилевшую бабочку и т. п.

Никогда не проходите мимо этих «мелочей»! Остановитесь, привлеките внимание детей. Предложите подумать, почему так могло произойти, а главное - оказать посильную помощь. Вместе с детьми:
- перевяжите сломанную веточку на дереве,
- полейте гибнущий цветок,
- окопайте кустик земляники,
- пересадите деревце в сторону от дорожки,
- аккуратно перенесите бабочку на цветок.

Для этого потребуются лопатка, несколько совков, различные веревочки, бинтики и т. п. Все это хранится в пакете (коробке), который педагог по мере необходимости выносит на прогулку.

В дальнейшем дети с воспитателем не забывают о своих подопечных и навещают их.

Постепенно периодический обход и осмотр участка превращается в хорошую и гуманную традицию группы, на основе которой у детей закладывается и крепнет созидательное отношение к окружающему миру.


Отгадывание загадок

Кто из нас не любит кроссворды, ребусы, головоломки и... загадки? Они позволяют в интересной, занимательной, веселой форме чему-то научить, о чем-то рассказать, закрепить и расширить имеющиеся знания и представления о мире. Иными словами, они находятся на тонкой грани между, серьезным и смешным.

Для того чтобы загадка развивала и развлекала нас, необходимо соблюдать одно очень важное условие: ПО-НИМАТЬ то, о чем идет речь. Ведь что не понятно, то и не смешно.

А как относятся к загадкам дети? Они их очень любят. Джанни Родари объяснял детскую тягу к загадкам тем, что они «в концентрированной, почти символической форме отражают детский опыт познания действительности».

В работе с детьми трех-четырех лет с помощью загадки можно легко, в непринужденной и интересной форме помогать ребенку устанавливать и осознавать связи между наименованиями предметов и явлений, их телесными признаками и функциональными возможностями. Причем загадки должны ставить перед детьми такие вопросы, на которые малыши могли бы ответить самостоятельно, опираясь на собственный опыт.

Всегда ли на практике соблюдается это условие? К сожалению, нужно отметить, что при подборе загадок воспитатели практически не учитывают возрастные особенности детей. А ведь дети разного возраста отличаются друг от друга разным жизненным опытом, уровнем умственного развития, познавательной направленностью вопросов, которые ставят перед собой и окружающими взрослыми. Поэтому для каждого возраста должны быть предусмотрены свои загадки.

В практике детских садов в основном используются русские народные загадки, подавляющее большинство которых создавалось взрослыми и для взрослых. В русских народных загадках много метафор, сравнений, сопоставлений, устаревших названий. Но наибольшая трудность народных загадок состоит в том, что их содержание построено только на внешних, телесных признаках предметов (явлений), тогда как главная характеристика любого предмета, которая в конечном счете и определяет его, функция -  обычно вообще не упоминается (иначе загадку можно будет легко разгадать).

Для детей трех-четырех лет загадки, которые бы развивали и одновременно развлекали ребенка, воспитатели придумывают сами.

Учитывая, что трехлетним , малышам трудно воспринимать словесную информацию без наглядного подтверждения, что их интересы направлены на осознание функций, целевых назначений и взаимосвязей различных предметов, воспитатель предлагает им особый вид загадок - двигательные. В основе этих загадок лежит демонстрация способов действия с предметами, наименования которых и должны угадать дети.

Основным побудительным мотивом включения трехлетних детей в процесс отгадывания загадок является их желание общаться со взрослыми, которые в занимательной форме позволяют малышам реализовывать свои интеллектуальные возможности и одобряют их усилия. Поэтому двигательные загадки вводят в жизнь группы через простое обращение взрослого к детям, например: «А сейчас я загадаю вам загадку»; «Хотите, чтобы я загадала вам загадку?» и т. п.

Получив согласие детей, воспитатель выразительно показывает определенные движения, действия или процессы. Дети внимательно смотрят и предлагают свои варианты ответов. Может так случиться, что малыши не сразу отгадают загадку. В этом случае не спешите сообщать им ответ. Повторите движения еще раз. В группе обязательно найдется сообразительный ребенок, который все разгадает. Произнесенный вслух правильный ответ будет обязательно подхвачен другими детьми, которые в свои три года искренне верят, что они сами до всего додумались. Зная эту особенность, педагог не должен усиленно хвалить кого-то одного. Высказанные воспитателем одобрение и восхищение сообразительностью детей способствуют поддержанию у малышей интереса к данной работе и желания участвовать в ней.

Надо также отметить, что ответы детей находятся в прямой зависимости от вопроса, который ставит педагог во время показа действий.

Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Шишкина

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: