Развитие представлений детей о различных признаках и свойствах


Развитие представлений детей о различных признаках и свойствах Методический принцип: взрослый указывает на объект, обладающий соответствующим признаком или свойством, и называет (фиксирует, выделяет в сознании ребенка с помощью слова) данный признак или свойство. Подобная процедура должна быть многократно повторена в опыте каждого ребенка.

Внимание! Многие признаки и свойства (цвет, величина) достаточно часто отмечаются в повседневной жизни всеми взрослыми, окружающими детей. Поэтому дети редко нуждаются в специальных занятиях, чтобы научиться понимать, что означают слова красный, мокрый, большой, длинный, высокий и т. д. В связи с этим мы предлагаем в начале года провести обследование знаний каждого ребенка и на его основе составить план индивидуальной работы, для того чтобы уделить больше внимания действительно нуждающимся в нем детям.

Перечень основных признаков: цвет (красный, синий, желтый, белый, черный), форма (круг, треугольник, квадрат, четырехугольник, пяти-, шестиугольник; прямая, кривая, волнистая, ломаная линии; шар, куб), размер (контрастные признаки: большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий), контрастные свойства (легкий- тяжелый, мягкий - твердый, теплый - холодный, яркий - тусклый, светлый - темный, гладкий - шероховатый).

Форма работы: индивидуальная или подгрупповая работа в течение всего дня.

Развивать у детей представления о признаках и свойствах предметов следует практически во всех ситуациях, из которых складывается их повседневная жизнь. Опорой при этом должна служить соответствующая мотивация.

Игра с песком создает хорошие возможности для практического выделения в предметах признаков формы, размера и количества. Предоставьте в распоряжение детей разнообразные емкости для изготовления куличиков и скажите, что большой медведь просит испечь ему большой-пребольшой пирог, а куклы хотят маленьких кругленьких пирожных. Маленьким зверушкам нужны маленькие куличики, а большим - большие, одним нравятся круглые пироги, а другим - четырехугольные. Наконец, одна из кукол просит сделать ей точно такой же пирог, как у соседки.

Можно строить гаражи для больших и маленьких автомашин, выкапывать норки для зверей, соотнося их по размеру с будущими жильцами.

Весной дети станут старше и с удовольствием начнут строить дома, замки (высокие и низкие), дороги, мосты и тоннели между ними (широкие и узкие), рыть колодцы (глубокие и мелкие). Если взрослый примет участие в игре, она станет богаче и содержательнее.

Общение с природой. Осенью очень хорошо собирать опавшие листья. Сначала можно разобрать их по форме, а затем разложить листья клена от самого маленького до самого большого, от самого желтого до самого красного. Далее можно отдельно отложить маленькие листочки разной формы и отдельно - большие. Так же можно сортировать желуди, каштаны, шишки.

В раздевалке. Преимущественно зимой, когда на детях много разнообразной одежды, можно использовать ее в качестве дидактического пособия: сравнивать по длине шарфы («Покажите, как важно совместить концы шарфов»), по высоте сапожки; разбирать по парам перепутанные варежки или носки, считать пуговки на рубашке или платье, сравнивать по цвету шапки или рейтузы.


ЗАНЯТИЯ

Цвет
«Город разноцветных человечков». Вы начинаете занятие с рассказа:
- Ребята, хотите, я расскажу вам про город разноцветных человечков? Слушайте. Когда-то, близко ли, далеко ли, был сказочный разноцветный город. И жили в нем разноцветные человечки: красный, желтый, синий - как вы думаете, какие еще?.. И курточка, и штанишки, и лицо, и руки у красного человечка были красные. И жил он в красном домике с красной крышей, и пил из красной (только из красной) чашечки, и ел из красной тарелочки, и спал на красной подушке. И даже кошка у него в доме была красная, а мышки - тоже -какие, как вы думаете?.. И цветочки на окошке... А у желтого человечка и штанишки, и курточка были... И чашечка... и подушка... и собачка... Хотите, у вас тоже будут разноцветные человечки?

Каждый ребенок выбирает себе силуэт человечка, вырезанного из цветной бумаги того цвета, какой ему понравится.

- Дети, попробуйте угадать, что больше всего любит есть ваш человечек. Конечно, продукты тоже своего любимого цвета! Красный человечек любит есть помидоры, клубнику, редиску.., Желтый - репу, бананы, яблоки... Оранжевый - мандарины и апельсины, морковку... Зеленый - горох, салат, петрушку, лук, крыжовник.

Предложите детям нарисовать, вылепить, раскрасить или выбрать в наборе карточек те продукты, которые понравятся каждому из человечков.

Величина
«Гусенички». Дети получают кисти, клей, а также поднос с нарезанными взрослым бумажными полосками двух оттенков зеленого цвета, длинными и короткими. Вы рассказываете, что из этих полосок можно сделать двух гусеничек - длинную и короткую. Попросите детей вспомнить, как гусеницы выглядят, как передвигаются, что едят.

Предложите детям подумать, какого цвета они сделают длинную гусеницу, какого цвета - короткую. Обратите их внимание на то, что полоски разной длины. Для изображения головы предложите детям круги такого же цвета и таких же оттенков.

После наклеивания дети могут дорисовать гусеницам все, что подскажет фантазия: «личики», ножки, щетинку, листья, которые те будут есть.

Постарайтесь индивидуально поговорить с каждым ребенком - какой характер у длинной гусеницы и какой у короткой, дружат или враждуют они между собой, что собираются делать и т. п.

Форма
«Круги». Коллективная аппликация - создание абстрактного, панно из бумажных кругов разного цвета и величины. Дети работают с готовыми, вырезанными воспитателем формами и располагают их на общем большом листе бумаги по своему усмотрению. Вы помогаете детям совершенствовать навыки работы с клеем и обсуждаете, какой круг выбрал ребенок - большой или маленький, какого цвета; куда ребенок собирается его наклеить. Желательно научить детей вначале прикладывать круг на то место, куда они собираются его приклеить, смотреть, красиво ли получается, а затем приклеивать. В ходе этой работы можно начать учить детей соотносить свои действия с уже созданным другими детьми целым, находить место своей детали в сложившейся на этот момент композиции.

Обратите внимание детей на интересные сочетания цвета, на то, что большой круг, будучи наклеенным на маленький, полностью может закрыть, «спрятать» маленький, а маленький, помещенный поверх большого, производит эффект «глазка». Обратите внимание детей на то, что один круг можно наклеить на другой, примерно совместив их центры (естественно, нет необходимости объяснять это детям именно в таких выражениях).

«Треугольники». Это также коллективное абстрактное панно. Важно, чтобы дети работали с треугольниками разных видов.

«Четырехугольники». Для этой работы вы приготовите детям самые разные четырехугольники (в том числе квадраты, ромбы, параллелограммы, прямоугольники, трапеция и др.).

Внимание! Важно, чтобы на описываемых занятиях взрослый постоянно употреблял в своей речи названия всех фигур, не требуя от детей повторения этих названий (но и не запрещая им этого делать).

Коллективный коллаж «Вазы и кувшины». Попросите родителей поискать в старых журналах, на открытках изображения разных ваз и кувшинов и принести их к определенному дню. Рассмотрите вместе с детьми принесенное, а затем наклейте все изображения на два листа бумаги. Обсудите с детьми, чем отличается ваза от кувшина, для чего предназначен каждый из сосудов.

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Шишкина

Еще по теме:


Antwan Bravo, 23.05.2025 05:40:13
Howdy! This article could not be written any better! Reading through this post reminds me of my previous roommate!
He continually kept talking about this. I am going to
send this article to him. Pretty sure he'll have a great
read. Thank you for sharing!
casino en ligne
Hi there, I discovered your site by the use of Google even as looking
for a similar topic, your site got here up, it appears good.
I have bookmarked it in my google bookmarks. Hi there, simply was
aware of your blog through Google, and located that it is truly informative.

I'm going to be careful for brussels. I will be grateful when you
proceed this in future. A lot of other folks shall
be benefited from your writing. Cheers!
casino en ligne
My relatives always say that I am killing my time here at net, however
I know I am getting experience every day by reading such nice articles.

casino en ligne
Thanks for every other informative web site. The place else could I get that type of info written in such a perfect means?
I have a mission that I'm just now running on, and I've
been on the look out for such information.
casino en ligne
After checking out a few of the blog posts on your web page, I honestly like your technique of blogging.
I added it to my bookmark website list and will be checking back
soon. Take a look at my website too and let me know how you feel.

casino en ligne
Greetings from Colorado! I'm bored at work so I decided to browse your site on my iphone during lunch break.

I love the information you present here and can't wait to take
a look when I get home. I'm surprised at how fast your blog loaded on my phone ..
I'm not even using WIFI, just 3G .. Anyways, awesome site!


casino en ligne
You really make it seem so easy together with your presentation but I to find this topic to be actually something which I believe I'd by no means understand.
It kind of feels too complex and very large for me.
I'm taking a look ahead for your subsequent put up, I will
attempt to get the dangle of it!
casino en ligne
Wow, that's what I was searching for, what a material!

present here at this webpage, thanks admin of this site.
casino en ligne
Please let me know if you're looking for a article author for your blog.
You have some really great articles and I feel I would be a good asset.
If you ever want to take some of the load off, I'd love
to write some articles for your blog in exchange for a
link back to mine. Please shoot me an email if interested.

Regards!
casino en ligne
all the time i used to read smaller content that also clear their motive, and that is also
happening with this paragraph which I am reading here.


casino en ligne
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: