Обучение трехлетних детей счету


Обучение трехлетних детей счету Методические принципы: теоретической основой построения программы по введению ребенка трех-четырех лет в мир чисел стала работа Р. Грина и В. Лаксон «Введение в мир числа». Авторы этой работы в процессе исследований обнаружили, что количества в пределах 5 распознаются детьми «на глаз», без пересчета, так называемой субитацией. Это дает возможность начинать с широкого использования в речи взрослого числительных с указанием на соответствующие группы предметов, чтобы давать ребенку возможность понять, какая сторона, признак реальности выделяется с помощью этих специфических слов. Таким образом, количество может быть выделено вообще как фундаментальная характеристика внешнего мира. В возрасте двух-трех лет дети учились различать и понимать слова, дающие общую характеристику количества, понимать слова «много-мало», «пустой-полный», а также различать один и два предмета.
 
В начале раздела упоминалось, что в дошкольном возрасте важно предлагать детям материал, дающий пищу их воображению, затрагивающий не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.

Подход мыслителей древности позволяет и современному человеку увидеть число не просто как бескачественную сумму безликих единиц, но как по-настоящему захватывающе интересную и могущественную Идею.

«Наука чисел и искусство воли - вот два ключа магий, - говорили жрецы Мемфиса. - Они открывают все двери Вселенной».

Согласно учению Пифагора, каждое число является выражением какой-то идеи, принципа устройства мира.

Единица выражает принцип Единого, который является источником всего. Среди планет это число соответствует Солнцу, в днях недели - воскресенью.

Слово солист означает «певец, музыкант или танцор, который выступает один». От этого же латинского слова - «солюс» - один - происходит и слово солидарность, т, е, единство. Да и русское слово солнце похоже на слово солист. Что в мире единственно, уникально? Вы сами и каждый из ваших детей,,, наша Земля, Солнце и Луна над нею.., Единственность, уникальность авторской работы мастера создает ценность его произведения, не правда ли? Каждому из нас приятно иметь дело с неповторимыми, единственными в своем роде вещами; каждому из нас приятно, когда окружающие различают наше лицо среди других лиц, видят и ценят нашу неповторимость.

Число 2 выражает взаимодополняемость противоположных начал света и тьмы, мужского и женского, Инь и Янь, духа и материи. Это число равновесия и контраста соответствует Луне, понедельнику.

Симметричность, пронизывающая живой мир, делает его кратным числу 2. Правая и левая рука человека дают пример пары: они разные, но взаимно дополняют друг друга, и ни одна из них не может полноценно выполнять функции пары. За счет того, что у нас два глаза и два уха, мы успешно можем локализовать предметы в звуки в пространстве: парность органов обеспечивает в данном случае объемность восприятия. Во всем животном мире органы восприятия и локомоций (движения) - парные. Название для числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно, - крыльями, ушами... Но иногда их связывали местоимения я и ты, а были языки, где один звучало так же, как мужчина, а два - как женщина. В переводе с английского понедельник - день Луны.

Число 3 выражает единство трех ипостасей божества: Отца, Сына и Духа, и Пифагор называл его «священной тетрадой». Треугольник представляет прошлое, настоящее и будущее и выражает движение,  изменение, неустойчивость. Соответствует Марсу, вторнику.

В русских сказках число 3 играло особую роль. Во многих из них речь идет о трех братьях или сестрах, герою загадывают 3 загадки или дают 3 испытания; он сражается с трехглавым змеем или проходит три царства - медное, серебряное и золотое. Иногда числом 3 обозначали весь окружающий человека мир - его делили на земное, надземное и небесное царства.

Число 4 соответствует Меркурию. Пифагор   считал это число символом справедливости, так как оно является произведением двух равных множителей.

Четыре точки опоры обеспечивают движение огромного количества млекопитающих на Земле. Число 4 означает устойчивость и прочность. Мы знаем четыре стороны света и четыре времени года.

Число 5 символизировало микрокосмос или человека. Для Пифагора это число также символизировало брак, так как оно является суммой первого нечетного (не считая единицы) и первого четного числа. Четные числа Пифагор считал женскими, а нечетные - мужскими.
Это число Юпитера, оно соответствует четвергу. Само слово пять в русском языке происходит от древнего слова пясть, означающего «кисть руки».

Число 6 - символ соединения восходящего и нисходящего потоков. Это идеальное число, которое делится как на четное (2), так и на нечетное (3), объединяя элементы каждого.

Число 6 соответствует Венере, пятнице. В природе у всех насекомых по три пары конечностей. Пчелы строят соты в форме правильных шестиугольников.

Две шестерки образуют другое особое число - дюжину.

Древние люди давно знали путь, который проходит за год Солнце. Когда они разделили год на 12 месяцев, то каждую часть этого пути назвали «домом Солнца», а звезды в этих домах объединили в созвездия Зодиака.

В древних памятниках письменности число 12 встречалось очень часто, и всегда в какой-то особой роли. У пророка оказывается ровно 12 верных последователей, герой должен совершить 12 подвигов. Древние греки имели  12 основных богов, которым поклонялись.

До сих пор мы делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд. Таким образом, время оказывается кратным числу 6.

Число 7 как бы записано в самой природе: семь звуков, семь цветов радуги, семь правящих планет.

Шумеры обозначали число 7 тем же знаком, что и всю Вселенную. В их храмах было семь ступеней; освещались эти храмы семисвечниками. По сказаниям, в подземном царстве было семь ворот, через которые проходили души умерших.

Древние греки насчитывали семь чудес света.

В сказках тоже часто встречается это число: «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях», «Волк и семеро козлят» и др.

Любопытна и этимология слова семья - «семь Я». Число 7 соответствует Сатурну, субботе.

Число 8 выражает абсолютную надежность, возведенную в истинное совершенство, поскольку восьмерка представлена парными квадратами. Поделенное пополам, оно дает две равные уравновешенные части - 4 и 4, которые, будучи еще раз разделенными пополам, снова дают равные части. Это число является как бы со всех сторон четным, а следовательно - женским.
 
Пифагор считал, что оно выражает Матерь Мира, а в плане эволюции- ступень одухотворенной материи и соответствует планете Уран.

Число 9 образуют три триединства, это самое большое из элементарных чисел. Соответствует планете Нептун. Человек пребывает в чреве матери девять месяцев. Поминки по усопшему справляют на девятый день.

В астрологии существует особый раздел - нумерология, или наука о числах. Есть число даты рождения человека и число его имени, а каждое число, связанное с определенной планетой, имеет свое влияние на судьбу.

Разве не увлекательно взглянуть на мир глазами великого древнего мыслителя, вслед за ним восхититься точности, строгости и красоте творений природы?

О каждом числе можно сочинить для детей небольшую сказку и инсценировать ее на столе с помощью картонной фигурки.  Приведем примеры таких инсценировок.

Первая инсценировка
Воспитатель ставит на стол фигурку Короля в золотом плаще с короной из золотой фольги, держащего в одной руке символ Солнца.

- Живет на свете Король. Он один держит в своей руке весь свет. Вы любите, когда светит Солнце? Любите греться в его лучах? Обращали ли вы внимание, что есть растения, например подсолнух, который поворачивает свою головку вслед за Солнцем? Все растения тянутся к солнечному свету - посмотрите, их листья повернуты к окну, к свету. Солнце у нас одно, а греет оно и Ваню, и Петю, и Машу, и меня, и каждую травинку, каждый цветок. Все живое оно согревает своим теплом и питает своим светом. Вы разве не знали, что растения пьют солнечный свет? Давайте нарисуем Солнце и кого-нибудь, кто согрет им и рад ему.

Дети получают краски трех основных цветов и рисуют кто что хочет. Воспитатель тихо разговаривает с каждым ребенком, прося рассказать, кого изобразил малыш и что чувствует этот персонаж.

В заключение Король преподносит каждому из детей сделанные воспитателем заранее подарки: либо бумажную корону с изображением Солнца, либо медальон с тем же солярным символом. Медальон может быть выполнен в технике рисунка, аппликации, лепки из глины, изделия из кожи с аппликацией или выжиганием, изделия из дерева с выжиганием, вышивки, изделия из бисера, макраме, вырезки из бумаги и др. Подарки для этих занятий по возможности заготавливаются заранее. В этом вам могут помочь родители. (Вспомните, что солярный символ у многих народов, в том числе у славян, считался оберегом, его вышивали на одежде, чеканили на оружии, вырезали на наличниках, охраняющих входы в дом - двери и окна. Может быть, эта информация даст импульс развитию какой-нибудь вашей собственной оригинальной идеи.) Дети очень любят получать подарки.

Вторая инсценировка
Появляется Королева в серебряном плаще и серебряной короне, в руке у нее жезл с изображением Луны.

- А вот и Королева. Король разделил с нею свое царство, и она подарила ему прохладу и покой Ночи, возможность отдыхать от света дня и трудов. Теперь их стало двое, они составляют одно целое, хотя оба такие разные - как две руки, правая и левая, как два глаза, как два крыла птицы. Если одно крыло перебито, птице ведь уже не взлететь... Хотите, мы сделаем для каждого из вас птицу?

Воспитатель достает приготовленные заранее силуэты птиц, вырезанные из плотной бумаги. По линии крыла сделан надрез. Показывает, как, складывая цветную бумагу «гармошкой», сделать две полосы. Одна из полос, если ее вставить в прорезь, будет крыльями птицы, а другая, приклеенная к концу туловища и расправленная, - хвостом. Каждый из детей пусть сам выберет цветную бумагу для своей работы. Подчеркните, что у птицы два крыла и два глаза. Напомните детям еще раз, что у людей по два глаза, по два уха, по две ноги и руки. Спросите, какие предметы одежды всегда продают парами. Помогите детям вспомнить, у кого из животных две ноги, а у кого - четыре, есть ли животные, у которых два хвоста, два носа, одно ухо.

В заключение Королева дарит детям на память «мартнички» - украшения, представляющие собой кисточки или человечков из ниток красного и белого цвета. Традиционно люди дарили их друг другу весной на счастье. Это занятие вы скорее всего будете проводить тоже весной, в марте, поэтому и птицы, и «мартнички» будут Особенно уместны.

Каждый раз, когда персонаж уходит, вы еще раз проигрываете музыкальную фразу, которая начинала занятие.

Третья инсценировка
Звучит музыка. Появляется Принц. Он в красном плаще, в руке у Принца жезл с треугольником. Вы говорите детям, что перед ними - Принц Вечное Движение, богатырь и воин. Он знает много сказок и держит в своих руках ключи от трех царств - золотого, медного и серебряного, где живут три девицы.

Для этого занятия нужно заранее подготовить иллюстрации к сказкам, где встречается число 3: три брата, три девицы, трехглавый дракон, три поросенка, три царства и т. п. Вы предлагаете детям вспомнить, к каким сказкам эти иллюстрации. Затем они могут нарисовать или вылепить трехглавых драконов. Обсудите заранее, кто хочет, чтобы его дракон был злым, кто хочет, чтобы он был добрым - таким, которому можно было бы поручить охрану людей. Если есть возможность, покажите детям китайские или японские изображения драконов. В восточной культуре дракон тоже защищал человека от неприятностей. Вы можете сами на глазах у детей сделать из плотной бумаги или глины трехглавого дракона, декоративно оформить фигурку и «поселить» дракона где-нибудь при входе, чтобы он охранял группу.

Если у вас есть подходящий к случаю диафильм или мультфильм на видеоленте, обязательно используйте его. Можно также сделать для детей панно из цветных лоскутков с изображением доброго и веселого дракона-защитника.

Четвертая инсценировка
Звучит музыка. Появляется Принцесса в коричневом плаще, ее жезл представляет из себя квадрат, поставленный на угол. В центре его может быть цветок.

В левом рукаве она держит четыре платочка, вышитых снежинками, птицами, ягодами и желтыми листьями. Когда Принцесса набрасывает один из платочков на ковер, наступает зима (весна, лето или осень).

Заготовьте эти четыре платочка, наклеив изображения четырех времен года на бумагу или плотную ткань. Можно также подготовить для детей белые листы бумаги и вырезанные готовые формы: снежинки, птицы и др.

Каждый раз, когда персонаж уходит, звучит музыкальная фраза, которой начиналось занятие.

Такие инсценировки помогут детям запоминать порядок следования чисел и выучиться устному счету.

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  Е. Царькова

Еще по теме:


Гость, 03.12.2010 07:20:42
Спасибо, сын научился читать благодаря вашим советам.
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: