Лекарственные поражения тонкого кишечника


Все еще нет углубленных исследований лекарственных поражений тонкого кишечника. Это объясняется, отсутствием методов легкой и быстрой объективации морфологических изменений и функциональных нарушений в этом отделе пищеварительного тракта. Рентгенологическое исследование не вполне удовлетворяет требованиям диагностики. Сравнительно мало дает копрограмма. Исследования кишечного сока, тонкокишечную биопсию и радиоизотопные исследования, также как и радио-телеметрические методы нельзя применять широко в массовой повседневной диагностической деятельности. Биохимические методы исследования различных видов энзимной кишечной недостаточности раскрывают лишь часть сложных процессов, протекающих в тонкой кишке и ее стенке. Совместное применение всех этих методов в значительной степени могло бы объективировать нарушенные структуру и функции тонкого кишечника. Однако, до сих пор это сделано для выяснения вредного действия лишь некоторых лекарств и предстоит в отношении большого числа других.

При опорожнении желудка в нормальное время воздействие принятых перорально раздражающих тонкий кишечник лекарств уменьшается или исчезает вследствие их растворения или разведения в желудке. Быстрая эвакуация содержимого желудка и кишечника у больных с резецированным желудком объясняет часто встречающиеся поражения тонких кишок пищей и лекарственными средствами. У этих больных лекарства, поражающие желудок, могут оказать такое же воздействие и на тонкий кишечник, а гипертонические пищевые растворы, в особенности сахара, могут в некоторых случаях вызвать развитие дампинг-синдрома. Поэтому считают, что здоровый желудок представляет собой препятствие для вредного действия некоторых лекарств на тонкий кишечник.

Лекарственные поражения тонкого кишечника преимущественно токсического характера
Антибиотики. Неомицин, антибиотик широкого спектра действия, трудно растворимый и почти не резорбируемый, применяют чаще всего в целях «стерилизации кишечника» перед операцией или при печеночной коме. При суточной дозе 4 г в течение нескольких дней в результате его непосредственного контактного токсического действия на слизистую тонкой кишки возникает ряд функциональных и морфологических изменений. Первым симптомом является стеаторея, а затем и расстройств; всасывания сахаров, что можно доказать при помощи тестов на переносимость глюкозы и Д-ксилозы, а также тестом Schilling. Кроме того отмечается повышенное выведение с калом азота, натрия и калия. Неомициновая энтеропатия протекает с клиническими симптомами, подобными симптомам при идиопатическом спру-синдроме. При биопсии тонкого кишечника обнаруживаются отек и клеточная инфильтрация lamina propria, утолщение и укорочение ворсинок и углубление крипт. Как клинические, так и гистоморфологические изменения обратимы они полностью исчезают через несколько дней после прекращения лечения неомицином. Rothfeld установил, что при своевременном: введении кортикостероидов неомициновый малабсорбционный синдром уменьшается. Если во время лечения неомицином больной принимает пищу, свободную от клейковины, синдром плохого всасывания не развивается, т. е. побочные явления, вызываемые неомицином, удается предупредить.

При пероральном лечении пенициллином, хлоромицетином и тетрациклином также наблюдается, хотя и в более слабой степени, стеаторея, обычно очень быстро исчезающая после прекращения лечения.

Такие случаи наблюдались нами при лечении гентамицином и канамицином. Стеаторея возникает чаще при продолжительном лечении двумя или больше антибиотиками одновременно, например, хлорамфениколом и пенициллином, тетрациклином и пенициллином и пр.

Продолжительное пероральное применение антибиотиков широкого спектра действия (неомицин, канамицин и др.) может привести к угнетению дисахаридазной и дипептидазной активности в тонком кишечнике (Paes и сотр.) - возникают так наз. приобретенные формы различных вариантов дисахаридазных энтеропатий, соответственно клейко-винная энтеропатия.

Приобретенная непереносимость дисахаридов, обусловленная лечением антибиотиками широкого спектра действия, протекает с клинической картиной, напоминающей картину при врожденном дисахаридазном дефиците. Чаще всего наблюдается непереносимость лактозы (при потреблении свежего молока), реже - сахарозы, мальтозы и изомальтозы. Обычно больные в хорошем общем состоянии, но при приеме пищи, содержащей лактозу, сахарозу, мальтозу и изомальтозу, у них развивается различной степени диарический синдром с коликообразными болями и частым стулом с жидкими пенистыми испражнениями: с кислой реакцией. При гистологическом исследовании слизистой кишечника чаще всего обнаруживается частичная или субтотальная атрофия.

Клейковинная энтеропатия, приобретенная вследствие антибиотического лечения, также напоминает врожденную непереносимость продуктов питания, содержащих клейковину - пшеницы, ржи, овса и ячменя. Клинически заболевание обычно выявляется в ходе лечения антибиотиками широкого спектра действия и выражается в потере аппетита, тошноте и, часто, рвоте. У больных начинаются упорные поносы с выделением до 1500 г дурно пахнущего смешанного с большим количеством газов пенистого кала. Нередко в кашистых фекальных массах наблюдаются примеси слизи и крови, Почти у всех больных наблюдается выраженный метеоризм.

Диагноз как дисахаридазных энтеропатий, так и клейковинной непереносимости уточняют после ряда исследований: назначение диет с включением и не включением в рацион продуктов питания, содержащих клейковину, соответственно дисахариды, глиадиновый тест, различные пробы с нагрузкой сахарами, определение дисахаридазной активности в гомогенате слизистой кишечника модифицированным методом Dahlquist, исследование кала и пр.

Лечение приобретенной непереносимости дисахаридов, соответственно клейковины, вызванной лечением антибиотиками широкого спектра действия, заключается в незамедлительном прекращении применения антибиотика, исключении из рациона больного продуктов, содержащих дисахариды и клейковину на 1-2 года, борьба с возможным возникновением дисбактериоза, широкая витаминная терапия и пр. Обычно своевременное принятие этих мер приводит к восстановлению морфологических и функциональных сдвигов и полному выздоровлению.

Антихолинергические и ганглиоблокирующие средства при их продолжительном применении снижают тонус и угнетают моторику тонкой кишки, а также ухудшают абсорбцию. Чаще у оперированных больных и при передозировке препарата они могут вызвать паралитическую непроходимость кишечника.

Клинически, наряду с ухудшением общего состояния на передний план выходят болезненный метеоризм, рвота и отсутствие кишечной перистальтики. При рентгенологическом исследовании наблюдается расширение кишечных складок с гидроаэрическими тенями. Лечение после операционной паралитической непроходимости кишечника, обусловленной антихолииергическими и ганглиоблокирующими средствами, заключается в прекращении приема лекарства, аспирации тонкокишечным зондом накопленного жидкого содержимого и нормализации водно-минерального баланса. Хотя и редко, но может оказаться необходимой илеостомия.

Побочные явления в тонком кишечнике при применении цитостатиков еще недостаточно изучены. Наряду с гематологическими изменениями при лечении ими получаются и поражения эпителия пищеварительного тракта и главным образом тонкого кишечника. Подобно клеткам костного мозга, клетки тонкокишечных желез постоянно размножаются. Эпителий тонкого кишечника обладает большой регенеративной способностью. Нормально в либеркюновых криптах имеется большое количество митозов. Продолжительное лечение и повышенная дозировка цитостатиков задерживают митотическое деление и угнетают рост и размножение клеток. Таким образом большие дозы цитостатиков приводят к тяжелым энтеритам, соответственно к гастроэнтероколитам, причем иногда, в частности в прямой кишке, изменения принимают язвенный характер.

Алкилирующие субстанции. При лечении нитрогенмустардом и его производными в терапевтических дозах иногда получаются желудочно-кишечные изменения, выражающиеся в поносах, гематемезе и мелене. Цитостатики группы этилениминов и этилениминбензохинонов вызывают побочные явления со стороны кишечника, наподобие наблюдаемых при лечении нитрогенмустардом. Однако они встречаются значительно реже. Bayer Е и ТЕМ редко приводят к поражениям тонкого кишечника, обычно типа геморрагических диатезов. После продолжительного лечения милераном описаны грязно-коричневого цвета пигментации кожи и слизистых.

При лечении антиметаболитами наблюдается изъязвление стенки тонкой, толстой и прямой кишок и кровавые поносы. Обычно эти изменения сопровождаются язвенным стоматитом, катаральным глосситом, иногда с возникновением гастродуоденальных язв, а иногда и прободением уже существовавших. Прободение может наступить и при лечении некоторых опухолей в кишечнике 5-фтороурацилом и 5-фтородеоксиуредином. Они не вылечивают опухоль, но подавляют ее развитие и уменьшают ее объем. Описано прободение с последующим перитонитом при лечении ретикулосаркомы тонкой кишки мехлортамингидрохлоридом вследствие быстрого расплавления опухоли.

У больных базалиомой были проведены биопсии тонкого кишечника после внутривенного введения 2-5 мг/кг веса аминоптерина, соответственно аметоптерина. При исследовании под обыкновенным микроскопом не было обнаружено никаких изменений.
Однако при электронномикроскопическом исследовании были обнаружены серьезные поражения клеток, покрывающих либеркюновые крипты, а также и клеток Бехера и клеток Панета, выражающиеся во фрагментации и набухании митохондриев, изменениях в вакуолях аппарата Гольджи и в эндоплазматическом ретикулюме. Эти изменения на субцел-люлярном уровне, касающиеся клеточных органоидов, возникают в течение 6 часов после введения производного метотрексата, уменьшаются спустя 48 часов и через 96 часов полностью исчезают. Trier сообщает, что, несмотря на наличие ультраструктурных морфологических изменений, у больных наблюдались лишь незначительные или не наблюдалось никаких симптомов со стороны кишечника.

Цитостатические алкалоиды - колхицин, колхамин, подофилин и винкалейкобластин - выраженные ядерные кариокинетические яды. Они действуют как на делящиеся клетки, так и на клетки, находящиеся в покое. Dustin установлено, что алкалоиды осеннего морозника угнетают митотическое деление клеток слизистой желудка.

Симптомы отравления колхицином, который уже около 100 лет применяют для лечения подагры, выражаются в первую очередь в поражении кишечника независимо от того, принимали ли препарат внутрь или вводили парентерально, так как и в последнем случае он выводится через слизистую кишечника. Колхициновая интоксикация протекает в виде тяжелого энтероколита - со слизисто - кровавым поносом. Наблюдавшаяся иногда картина острого живота давала основание для постановки неверного диагноза и ненужной лапаротомии.

При таких лапаротомиях обнаруживали диффузные субсерозные и мезентериальные кровоизлияния, а также эрозии и изъязвление слизистой кишечника. Гистоморфологически наблюдаются патологические митозы и кариокинетическая блокада. Нормальные кариокинетические фигуры и регенерация кишечного эпителия отмечается через 72 часа после прекращения лечения колхицином.

В последнее время предпочитают назначать колхамин, в особенности при пероральном лечении хронического миелолейкоза, потому что он в 30-40 раз менее токсичен по сравнению с колхицином и обладает значительно более высоким терапевтическим эффектом. У некоторых больных он вызывает тошноту, изжогу и понос, обычно 2-3 днями предшествующие понижению числа гранулоцитов.

Винкалейкобластин действует сильнее колхицина и задерживает клеточное деление в ранней метафазе. Вызываемые побочные явления - лейкоцитопения и поносы - исчезают с прекращением лечения. Поносы обусловлены поражением тонкого кишечника.

Из антибиотиков с цитостатическим действием чаще всего применяют санамицин. При различных дозировках в зависимости от индивидуальной реактивности макроорганизма он может вызвать ряд гастроэнтероколитных явлений - понос и рвоту, сопутствуемых стоматитом и глосситом. Обычно эти явления исчезают через несколько дней после прекращения лечения санамицином.

В цитостатических целях применяют и уретан. Он может вызвать гастроэнтероколит и редко серозный или геморрагический эзофагит.

Лекарственные аллергические поражения тонкого кишечника
Тонкий кишечник вследствие «большой поверхности, высоко-степенной васкуляризации и богатства тахитрофических тканей с их функциональными особенностями представляет особенно благоприятную почву для гиперергических реакций различной, в том числе и лекарственной этиологии».

Лекарственная аллергия тонкого кишечника описана при лечении пенициллином, производными тетрациклина, бутазолидином, неосальварсаном, фенацетином, ПАСК и др.

Клиническое течение лекарственной аллергии тонкого кишечника может иметь вид острого энтероколита, механической непроходимости кишечника, мезентериального тромбоза, инфаркта и некроза кишечной стенки или же пурпуры Шенлейна-Геноха. В зависимости от преобладающих клинических симптомов различают три формы: 1) аллергические поносы; 2) обусловленные аллергией нарушения в прохождении через тонкую кишку и 3) анафилактический шок с быстрым развитием .

1. Аллергические поносы (enteritis allergica) характерны для контактной лекарственной аллергии тонкого кишечника. В этих случаях принятое внутрь антиген-лекарство, достигнув тонкого кишечника, входит в контакт со слизистой и, связываясь с продуцированными здесь антителами, вызывает в ней реакцию. Эта реакция выражается в обильной слизе-серозной секреции, капиллярных кровоизлияниях и нарушении двигательной функции. В результате получается аллергический слизистый, соотв. слизисто-кровавый понос, являющийся постоянным симптомом желудочно-кишечной аллергии. Понос имеет подчеркнуто эксплозивный характер и очень часто сопровождается другими аллергическими проявлениями: крапивницей, отеком Квинке, конъюнктивитом, эозинофилией.

2. Второй тип аллергической реакции тонкого кишечника выражается главным образом в нарушении проходимости. Возникает так наз. аллергическая непроходимость кишечника вследствие гиперемии и выраженного отека кишечной стенки, а также и прилежащей брыжейки. Отек обусловливает стеноз тонкой кишки, причем иногда на довольно большом протяжении. В литературе описан случай вызванного отеком аллергического стеноза сектора тонкой кишки длиной 190 см. Часть кишки, находящаяся выше стенозированного участка, расширена. Хотя и реже, вследствие гиперемии, кровоизлияния и отека может возникнуть инфаркт, соотв. некроз кишечной стенки. Состояние протекает обычно с клинической картиной острого живота и нередко приводит к спешному хирургическому вмешательству, при котором обнаруживают описанные патоморфологические изменения.

3. Анафилактический шок, связанный с тонким кишечником (в сущности являющимся органом, в котором развивается шок) - третий тип тонкокишечной аллергической реакции. Он протекает с весьма тяжелыми общими (сердечно-сосудистыми и нервными) и местными симптомами со стороны тонкого кишечника. При рентгенологическом исследовании обнаруживают сильное расширение и набухание складок слизистой оболочки. Изменение рельефа слизистой обусловлено отеком и повышенным тонусом muscularis mucosae. Гипертоническое состояние muscularis propria может стать причиной нарушений проходимости тонкого кишечника и даже тяжелого синдрома непроходимости.

Обычно прохождение через тонкий кишечник крайне ускорено. Вместо 3-6 часов время прохождения может сократиться до 10 мин. Клиническая картина тяжелая. Больной находится в состоянии шока - затуманенное сознание, холодный пот. Пульс нитевидный. Жалобы на сильные коликообразные боли в животе. Наблюдается обильный понос. При быстрой диагностической ориентации и применении противошоковых мероприятий, связанных с внутривенным впрыскиванием антиаллергических средств,  больного можно вывести из шокового состояния.

Лечение лекарственных аллергических заболеваний тонкого кишечника не отличается от лечения аллергических болезней вообще.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: