Исследование печени у детей


Исследование печени всегда осуществляется в трех основных направлениях: 1) «анатомическое» исследование, макро и микроскопическое, имеющее целью уточнить строение всего органа и его составных частей (паренхимы, межуточной ткани, желчных путей, сосудов; 2) функциональное «циркуляторное» исследование динамики различных внутри- и внепеченочных типов циркуляции крови и желчи; 3) функциональное «метаболическое» исследование с изучением активности биологических процессов синтеза, трансформации или обезвреживания эндо- или экзогенных субстратов, часть которых поступает в кровь, другие выделяются с желчью.

Следует подчеркнуть некоторые закономерности. Во-первых, наличие тесных анатомо-функциональных связей часто позволяет при проведении одного исследования получать сведения сразу в трех указанных выше аспектах. Во-вторых, исследование печени не ограничивается только этим органом, так как часто ее патология сочетается с другими заболеваниями (инфекционными или воспалительными, токсическими, метаболическими), региональными (заболевания желудочно-кишечного тракта, сердца) или системными. Это оправдывает необходимость сочетать исследования собственно печени с исследованиями других органов.

Методы исследования печени и их возможности в педиатрии. Лабораторное исследование имеет целью определение статической и динамической концентрации веществ, производимые обычно в периферической венозной крови. Ограниченные возможности ее получения не исключают использования микрометодов. У грудных детей необходимо установить степень важности сведений, которые могут быть получены в результате того или иного исследования, учитывая их ценность для диагноза или для принятия определенных решений. Кроме того, полученные величины необходимо интерпретировать с учетом возраста больного, используя или уже известные возрастные кривые норм биологических параметров, или данные, полученные при исследовании контрольных групп того же возраста.

Исследования «анатомические» и «циркуляторные», использующие методы физические (рентгеновские лучи, радиоактивные изотопы, ультразвук и др.), эндоскопические, биопсию, имеют ограничения, связанные с приблизительным характером получаемых с их помощью сведений. Ввиду того что легкий доступ для катетеризации портальной, билиарной или даже надпеченочной систем невозможен, гепатологу не удается получить первостепенные сведения о величинах дебита, давления или очищения.

Возможности педиатра остаются ограниченными вследствие недоступности или опасности проведения некоторых инструментальных исследований даже при несомненном прогрессе в данной области. У грудных детей лапароскопия и в еще большей степени селективная артериография могут быть произведены только очень умелыми руками, а ретроградная катетеризация желчных путей невозможна.

Дозы радиации всегда должны быть предметом особой заботы, и рентгенолог должен ограничиваться минимальной экспозицией. Наконец, не следует игнорировать психологически агрессивный характер некоторых инструментальных исследований, и их применение должно учитывать не только технические аспекты. Поэтому можно сделать несколько рекомендаций. Во-первых, при исследовании, вызывающем у ребенка страх, не отказываться от применения общего наркоза, особенно если необходимы повторения процедуры при хроническом заболевании. Общий наркоз облегчает проведение манипуляций. К таким исследованиям относятся: эндоскопия желудочно-кишечного тракта, спленопортография, артериография, транспариетальная холангиография. Во-вторых, следует использовать общий наркоз для выполнения одномоментно максимума различных исследований, обращая, однако, внимание на возможность их несовместимости; например, следует избегать одновременно проводить спленопортографию и биопсию печени, так как каждая из этих манипуляций может вызвать кровотечение. В-третьих, нужно делать перерывы допустимой продолжительности между исследованиями травматичными или требующими общего наркоза.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: