Специализированные группы в яслях для больных и выздоравливающих детей


В первые годы существования в ясли принимались только здоровые дети. Постепенно возникла необходимость обслуживать ребенка не только здоровым, но и во время заболевания; этого требовали интересы и ребенка, и матери. Выздоровление ребенка в условиях ясельного ухода наступает скорее, чем дома; кроме того, оставленный дома на время заболевания, он нуждается в уходе, что отвлекает мать от работы, приводит к потере времени на производстве. Поэтому вопрос обслуживания в яслях заболевших детей был разрешен положительно путем создания при яслях изоляторов для детей, заболевших незаразными заболеваниями.

В дальнейшем в яслях начали организовываться группы для детей, заболевших некоторыми заразными заболеваниями - коклюшем, ветряной оспой, эпидемическим паротитом - так называемые временные стационары.

Для детей с хроническими заболеваниями возникли санаторные группы.

Изоляторы. Одной из трудностей в организации изоляторов в последние годы было отсутствие штатов для отдельного поста персонала, так как число коек изолятора не входило в общее число коек яслей. В 1946 г. в постановлении правительства об улучшении и расширении ясельного обслуживания это обстоятельство было учтено и в штатное расписание яслей был включен отдельный пост персонала для обслуживания детей в изоляторе.

Для изолятора выделяется обособленное помещение, с отдельным входом и отдельным санитарным узлом. Число коек в изоляторе должно составлять примерно 10% общего числа коек в яслях. В изоляторах на 10 и более коек желательно иметь две комнаты, в одной из них нужно поставить передвижные боксы. Строить постоянные закрытые боксы не следует ввиду трудности обслуживания в них детей и отсутствия надобности в этом, так как направлять в изолятор детей с острозаразными заболеваниями нельзя.

В изолятор помещают детей с нетяжелыми заболеваниями - верхних дыхательных путей, простой диспепсией, кожными и глазными болезнями; при наличии постоянного врачебного наблюдения возможно помещать в изолятор детей с воспалением легких. Дети, больные дизентерией, корью, ветряной оспой, эпидемическим паротитом, в изолятор не помещаются.

При двух комнатах возможно поместить в изолятор детей, больных коклюшем, когда их немного и специальную группу открывать нецелесообразно.

Коклюш, как известно, при хорошей изоляции и правильно организованном обслуживании больного не распространяется. Чрезвычайно важно обслуживание в изоляторе детей, больных гриппом и катаром верхних дыхательных путей. Удельный вес этих заболеваний среди других в яслях особенно велик и наибольшее число пропущенных детьми дней приходится именно на эти заболевания.

Однако к направлению больного гриппом в изолятор нужно относиться сугубо внимательно, так как имеется опасность поместить в изолятор ребенка в продромальном периоде кори, поэтому каждый раз нужно выяснять, не было ли в окружении ребенка заболевших корью; особая бдительность нужна во время эпидемии кори.

Необходимо указать на некоторые ошибки, допускаемые при использовании изолятора. Некоторые врачи помещают в изолятор детей с тяжелой формой гипотрофии, больных рахитом, туберкулезом. В данном случае они исходят не столько из пользы, которую получит больной ребенок, сколько из трудностей обслуживания его в группе для здоровых детей. Между тем пребывание таких детей в изоляторе не только не приносит пользы, но иногда и прямо вредит ребенку. В борьбе с гипотрофией большая роль принадлежит воспитательным мероприятиям, которые в изоляторе осуществить сложнее, чем в группе. Затруднительна также организация длительного пребывания ребенка на воздухе, что является совершенно необходимым как для детей, больных гипотрофией, так и для детей, больных рахитом и туберкулезом. Поэтому направление детей указанных категорий в изолятор по поводу их основного заболевания не должно иметь места.

Работа в изоляторе может быть дневной или круглосуточной.

Режим детей, находящихся в изоляторе, должен приближаться к режиму группы для здоровых детей, поэтому при первой возможности с разрешения врача постельный режим частично или полностью отменяется и ребенок принимает участие в общей жизни группы изолятора.
Особенно настойчиво следует обеспечить пользование свежим воздухом путем прогулок и сна на воздухе. При круглосуточной работе изолятора в проведении прогулок принимают участие матери.

Для работы в изоляторе нужно выделять преимущественно сестер с законченным медицинским образованием.

Группы для больных коклюшем, ветряной оспой, эпидемическим паротитом. Коклюшем, ветряной оспой и эпидемическим паротитом болеет значительное количество детей.

При возникновении первых заболеваний из яслей удаляют заболевших детей. Если распространение, инфекции не удалось купировать, заболевшие дети посещают ясли; принимаются все меры к изоляции группы, где находятся больные дети. Новых детей, не перенесших данное заболевание, в эту группу не принимают. Распорядок дня в группе тот же, что и в группах здоровых детей.

Вначале, когда заболевших еще немного и группа не укомплектована, в нее принимают детей, ранее перенесших данное заболевание. По мере пополнения группы больными детьми переболевших переводят в группу здоровых детей.

Группы для больных коклюшем должны быть круглосуточными, чтобы предотвратить распространение инфекции по дороге в ясли, в квартире, в общежитии. Для коклюшной группы желательно иметь помещение с отдельным входом. При полной невозможности этого требуется большая четкость в работе при приеме, раздаче детей и при выводе на прогулку надо категорически исключить возможность встречи больных со здоровыми.

Обязательным условием правильного содержания больных коклюшем является пользование свежим воздухом. Поэтому помещение коклюшных групп нужно систематически и тщательно проветривать; необходимо стараться увеличить пребывание детей на свежем воздухе путем прогулок и сна на веранде с открытыми окнами. Для дополнительной вечерней прогулки целесообразно привлекать матерей после окончания их работы. Будучи свободными от ухода за ребенком при круглосуточном его пребывании в яслях, матери охотно приходят вечером в ясли для прогулки с ребенком.

Питанию детей в коклюшной группе персонал должен уделять много внимания; у некоторых детей приступы кашля заканчиваются рвотой. Этих детей нужно кормить часто и понемногу и избегать большого количества жидкости; необходимо следить и за тем, чтобы дети систематически получали витамины.

Приступы кашля при коклюше бывают реже при спокойном, ровном настроении ребенка. Поэтому воспитательная работа с детьми, занятия и игры уменьшают число приступов.

Иногда целесообразно на время приступа выделять ребенка из группы, так как такой приступ кашля  может вызывать  приступы и у других детей. Не следует оставлять в группе детей, у которых коклюш осложняется воспалением легких.

Группы для больных корью открывать в яслях не рекомендуется, так как ввиду особенностей распространения коревого вируса заболевание может возникнуть и в других группах. Только при крайней необходимости в условиях очень хорошей изоляции в помещении верхнего этажа и при тщательном наблюдении за работой группы возможно допустить организацию в яслях группы для больных корью детей.

Читать далее Санаторные группы в яслях


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: