Краткие сведения из истории школьной гигиены


Школьная гигиена как экспериментальная наука стала развиваться одновременно с развитием общей гигиены с середины ХIХ века. Однако как практическая область деятельности гигиена имеет большую историю. Как эмпирическая область знания гигиена детей, подростков и молодёжи была известна ещё на заре истории человечества.

В России развитие школьной гигиены, как и общей гигиены, протекало самобытно, и элементы гигиены были известны русскому народу ещё в далёкой древности. Известно, что наши предки ещё в глубокой древности были закалёнными и физически развитыми людьми. Наша народная поэзия в былинах восхваляет замечательные подвиги древних русских богатырей, их силу и удаль. Былины о древних русских богатырях - Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Василии Буслаевиче и других - свидетельствуют о стремлении наших предков к закаливанию и физической силе. Целям закаливания и развития физической силы в то время служили стрельба из лука, борьба, плавание, езда верхом на лошади и другие физические упражнения. Эти средства воспитания закалённости и силы были одним из весьма существенных факторов, обеспечивших военные успехи Киевской Руси в её борьбе с печенегами и Византией.

С образованием Киевского государства в жизни нашего народа произошли значительные сдвиги в направлении его культурного роста и развития. Начали создаваться школы, но сведения о санитарно-гигиенических условиях, а главное, об их устройстве отсутствуют. Известно лишь, что в некоторых школах ещё в XIII-XIV вв. было организовано питание детей, даже приходящих.

Сведения о постройке специальных школьных зданий относятся к XVII в., когда в Москве в 1665 г. просвещённым деятелем того времени Симеоном Полоцким было основано Спасское училище. Судя по записи договора на постройку школьного здания для этого училища, видно, что оно было относительно больших размеров, в два этажа, и имело две классных комнаты, общежитие для учащихся и квартиру учителя. Ещё раньше основатель Киевской коллегии, оказавший сильное влияние на развитие образования не только на Украине, но и во всей России, - Пётр Могила в 1635 г. заложил и в течение нескольких лет построил большое двухэтажное здание для классов этого учебного заведения, а затем и здание для общежития учащихся. Представление об этих зданиях дают сохранившиеся до нашего времени их изображения.

В XVII в. в Московском государстве появились азбуковники, в которых помещался не только учебный материал, но и школьные правила, указания учителям и различные сведения о внутреннем распорядке школы, школьном режиме и быте учащих и учащихся. Все эти материалы представляют исключительный интерес в гигиеническом отношении.

В азбуковниках даётся ряд указаний по личной гигиене детей и подростков; в частности, встав от сна, предлагалось умывать лицо, полоскать рот и причёсывать волосы. В одном из азбуковников читаем:

В дому своем от сна востав, умыйся,
Прилучившегося плата краем добре утрися.

В азбуковниках предлагалось ученикам соблюдать чистоту в помещениях, производить уборку их в частности мыть столы и скамейки, аккуратно снимать по приходе в школу головные уборы и верхнюю одежду и т. п. Давались в них и указания об отоплении школьных помещений, о снабжении водой школы и порядке употребления её учащимися и пр. Давались также советы о правилах посадки учащихся:

Теснотою друг друга не соглетайтеся,
Коленями и лядвиями не прикосняйтеся.

Тот факт, что эти гигиенические указания приводятся не в одном из азбуковников, а во многих, говорит о том, что в школах Московского государства имели место элементы гигиенического воспитания учащихся.

Заслуживает упоминания знаменитый Епифаний Славинецкий, один из наиболее крупных русских учёных XVII в., хорошо знакомый с физиологией и медициной. Им написан замечательный труд «Гражданство обычаев  детских», который в основном посвящен гигиене детей и их физическому воспитанию. В нём упоминается мытьё шеи, лица, глаз, уход за волосами и за зубами, уход за одеждой, гигиеническое поведение во время приёма пищи, режим питания детей, в частности питьевой режим, подвижные игры, сон детей и т. п. Сочинение Славинецкого только свидетельствует о том, что в России XVII в. вопросы гигиенической культуры занимали передовых деятелей того времени. Славинецкому принадлежит также заслуга перевода на русский язык солидного медицинского труда «Книга врачевская анатомия с латинска, от книги Андрея Весалия Брукселиска». Этот труд имел большое значение в деле распространения в Москве в XVII в медицинских и биологических знаний.

Таким образом, в России ещё в XVI-XVII вв. стали развиваться школьно-гигиенические идеи, и санитарно-гигиенические мероприятия внедрялись в практику школ. Между тем большинство школ Западной Европы в то время находилось в тяжёлом санитарном состоянии. Под школы приспосабливались обычно мрачные монастырские здания и деревенские избы. В школах, как правило, царила убийственная палочная дисциплина, уродовавшая детей и отражавшаяся на их нервной системе. Физические упражнения и другие гигиенические мероприятия в большинстве школ не проводились.

Передовые педагоги того времени в своих трудах по воспитанию и обучению подрастающего поколения выдвигают гигиенические мероприятия как важнейшую часть всей учебно-воспитательной работы. Особенно важны указания знаменитого чешского педагога Яна Амоса Коменского, современника русских учёных педагогов - Симеона Полоцкою и Енифания Славинецкого. В своём замечательном труде «Великая дидактика» Коменский уделил много места изложению вопросов физического развития и здоровья детского организма. Чрезвычайно интересны и ценны мысли Коменского о необходимости чередования труда и отдыха. Говоря о жизни человека, Коменский писал: «Естественный день имеет 24 часа; если применительно к жизни разделим его на три части, то 8 часов придётся на сон, столько же - на внешние занятия (именно: попечение о здоровье, на принятие пищи, одевание и раздевание, на разумный отдых, разговоры с друзьями и т. п.; наконец, на серьёзные работы останутся ещё 8 часов». Ясному уму Коменского было очевидно, что здоровье - это основа всякой работы и что воспитывая и обучая детей, необходимо одной из наиболее существенных целей иметь заботу об укреплении здоровья подрастающего поколения.

Коменский писал также о гигиене питания, гигиене обучения, о необходимости проведения школьных занятий в утренние часы, как наиболее удобные «во избежание переутомляемости школьников» и для лучшей успеваемости. Многие гигиенические идеи Коменского имеют ценность и по настоящее время.

В деле внедрения гигиенических идей в педагогику особенно большое значение имел философ, врач и педагог Джон Локк. Его труд «Мысли о воспитании», вышедший в свет в 1703 г., начинается с изложения и обоснования гигиены детства, с раздела «Физическое воспитание». Локк первым из врачей и педагогов дал теорию физического воспитания ребёнка и подростка, соответствующую уровню гигиенических знаний его времени. При этом Локк не ограничивал понимания физического воспитания одними лишь физическими упражнениями и спортом, а мыслил его как систему всестороннего гигиенического воздействия на растущий организм в условиях его воспитания.

Локк писал также о гигиене воздуха, о гигиене жилища, о закаливании детского организма, о гигиене одежды, о гигиене питания и пр. В разделе «Умственное воспитание» Локком даны указания о гигиене преподавания, о фехтовании, верховой езде, о гигиенических требованиях к детским и юношеским развлечениям и путешествиям. Локком же впервые была выдвинута идея о необходимости для растущего организма занятий физическим трудом, который он рассматривал как мощное средство воспитания и укрепления здоровья. Замечательны следующие слова Локка: «Говоря о здоровье, я намерен беседовать с вами не о том, как должен обращаться врач с больным или хилым ребёнком, но о том, что должны делать родители, не прибегая к медицине, чтобы сохранить и увеличить здоровье».

Однако ни Коменский, ни Локк, ни другие передовые деятели того времени не могли повернуть современную им школу на тот путь, который выдвигался ими. Физическое воспитание и гигиенические мероприятия в большинстве западноевропейских школ того времени не проводились, за исключением учебных заведений, в которых учились дети имущих классов населения. Таким образом, Западная Европа в XVI - XVII вв. в отношении развития идей школьной гигиены и школьно-санитарной практики отставала от России. Русские учёные являлись самобытными и оригинальными творцами в области разработки гигиенических идей и внедрения их в практику школы.

Развитие школьной гигиены в России становится особенно заметным с начала XVIII в. Пётр I, как организатор сословной Российской империи, выдвинул в качестве первоочередной государственной задачи создание сословных и в то же самое время профессиональных учебных заведений, которые действительно могли бы стать очагами культуры в стране. Гигиенические мероприятия, и особенно медико-санитарное обслуживание средних учебных заведений, в которых учились дети дворян, чиновников, купцов и духовенства, со времени Петра I получают в России значительное развитие.

Правда, медицинское обслуживание школ в России частично имело место и в предшествующем столетии. Известно, что при многих монастырях ещё в XVII в. имелись врачи и аптекари и даже больницы. Эти же врачи и аптекари обслуживали, наряду с монахами, и больных учеников, особенно тех из них, которые находились на интернатном положении. Но законодательным путём обязательность наличия при учебных заведениях врачей была регламентирована Петром I в 1721 г., когда был опубликован «Духовный регламент», составленный прогрессивным деятелем и сотрудником Петра - Феофаном Прокоповичем. В разделе «Домы училищные» говорилось: «Подобает быть в семинариум церкви, аптеке и доктору». Таким образом, аптека и доктор были поставлены в равное положение с церковью, что для того времени было весьма прогрессивным фактором, свидетельствующим о признании важности организации при учебных заведениях медицинской помощи.

В «Духовном регламенте» имеется ряд гигиенических указаний. Так, говорится и о месторасположении академии и семинарии, что место их должно быть «не в городе, но в стороне на весёлом месте», где нет народного шума. Здесь же говорится также о необходимости постройки специального школьного здания соответственно количеству учащихся. При здании школы обязательно наличие ограждённого земельного участка с садом. Прогулки в саду были строго регламентированы, учебный труд чередовался с отдыхом. «На всяк день два часа определить на гулянье семинаристом, а именно по обеди и по вечери, и тогда б не вольно никому учитися и ниже книжки в руках иметь, а гулянье было бы с играми честными и телодвижными летом в саду, а зимою в своей же избе. Ибо сие и здравию полезно есть, и скуку отгоняет. А еще лучше таковыя избирать, которые с потехою подают полезное некое наставление. Такое, например, есть водное на регулярных судах плавание, геометрические размеры, строение регулярных крепостей и прочая».

Кроме этого «Регламентом» рекомендовалось один-два раза в месяц, а особенно летом устраивать экскурсии на острова, на поля, за город в «места весёлые» и «хотя единожды в год в Санкт-Петербург». Таким образом, здесь сочетались оздоровительные мероприятия с общеобразовательными.

Дальнейшее развитие школьная гигиена получила во второй половине XVIII в. Большое место в постановке вопросов охраны здоровья детей и борьбы с детской заболеваемостью и смертностью принадлежит гениальному русскому учёному М. В. Ломоносову. В своём произведении «О размножении и сохранении российского народа» он выдвинул ряд социально-гигиенических проблем. В размножении и сохранении народа, по мнению Ломоносова, «состоит могущество и богатство всего государства». В этом произведении Ломоносов затронул вопросы гигиены быта, гигиены питания и др. Ему же принадлежит идея необходимости создания воспитательного дома, который подготовлял бы кадры мастеров и ремесленников, с одной стороны, а с другой, был бы средством борьбы с детской смертностью.

Особая заслуга в развитии школьной гигиены в России принадлежит государственному деятелю и педагогу второй половины XVIII в. И. И. Бецкому. В «Генеральном плане Московского воспитательного дома», «Уставе воспитательного общества благородных девиц», «Плане воспитательного училища для купеческих детей для коммерции» и других документах того времени Бецкой подробно развил вопросы гигиены применительно к учебно-воспитательной работе, рассматривая их как органическую составную часть всей педагогической работы. Во всех этих руководящих документах имеется очень много различных гигиенических указаний. В штатах учебно-воспитательных учреждений, предназначенных для детей привилегированных классов населения, предусматривались врачи, основной обязанностью которых было «сохранение здоровья» учащихся.

В 1766 г. Бецким был издан первый труд по школьной гигиене в России: «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества». В этом труде даются указания о гигиене детей от отнятия от груди до 5-6 лет (одежда, пища, предупреждение болезней зубов, чувства, сон, уход за детьми, телодвижения). В разделе о детях от 5 до 10 лет говорится об одежде, пище, сне, о сохранении здоровья, лекарствах, привитии оспы, спокойствии духа, гигиене учения и наказаниях. Далее следует раздел о детях от 10-12 до 15-16 лет. В этом заключительном разделе также имеется материал об одежде, пище, питье, сне, чувствительности, о гигиенических требованиях к воспитанию, в частности музыке, о страстях, игре, темпераментах, гигиене трудовой деятельности, об «опасных от любви следствиях», о табаке, чистоте и о банях. Одно перечисление вопросов, включённых в этот труд, показывает, как всесторонне в нём были поставлены вопросы гигиены детей и подростков. При этом они уже тогда освещались в возрастном разрезе. Хотя в заголовке этого труда есть ссылка на «лучших авторов», но по существу его содержания он представляет собой оригинальное произведение, отражавшее успехи гигиенической мысли в русских учебно-воспитательных учреждениях. Во второй половине XVIII века в России появился ряд книг и учебных пособий как по вопросам медицины и гигиены, так и по воспитанию подрастающего поколения, в которых также были отражены вопросы гигиены. Так, в учебном пособии «О должностях человека и гражданина, книга к чтению определённая в народных городских училищах Российской империи», выдернувшем к 1791 г. пятое издание, были изложены вопросы гигиены (часть II «О попечении о теле»: глава I - «О здравии», глава II - «О благопристойности»).

В XVIII в. вопросы школьной гигиены развиваются не только в России, но и в Западной Европе. Знаменитый философ и педагог Жан-Жак Руссо в своём произведении «Эмиль или о воспитании» дал много интересных идей гигиенического порядка. При воспитании детей он исходил из «природы» ребёнка и считал необходимым учитывать возрастные особенности детей. Излагая содержание воспитательной работы в отдельные периоды, Руссо подробно останавливался на вопросах гигиены и физического воспитания. В основу этой работы он ставил закаливание организма. Им же был поставлен вопрос о половом воспитании подростков и молодёжи, которое он относил к последнему периоду воспитания, начинающемуся с 15 лет. Вопросы же гигиены половой сферы ребёнка у Руссо предусматривались в более младших возрастах. Так, он рекомендовал избегать у детей тесной одежды, которая может неблагоприятно отразиться на половых органах ребёнка.

Гигиенические высказывания имели место и в педагогических произведениях французских материалистов XVIII в. Гельвеций считал необходимым развивать организм ребёнка одновременно с его умственным развитием. Дидро особо останавливался на гигиене умственного труда детей.

Во время французской революции в проектах народного образовании было уделено много внимания школьной гигиене, в частности чётко был поставлен вопрос о расположении школы по отношению к месту жительства детей и впервые в Западной Европе была поставлена задача о необходимости введения в школах специальных школьных врачей. В этом направлении Западная Европа отстала от России на 50-60 лет, где первые врачи в учебных заведениях стали вводиться ещё в 20-х годах XVIII века. Интересно отметить, что в проекте учебного плана центральных школ, принятом Конвентом в 1794 г., в числе учебных предметов значилась гигиена. Как известно, все эти прогрессивные проекты так и остались неосуществлёнными.

Следует сказать о гигиенических и санитарно-педагогических взглядах знаменитого швейцарского педагога Песталоцци, ярко выраженных в его романе «Лингард и Гертруда», а также в других произведениях. Песталоцци выдвигал требование соблюдения известных правил при размещении детей и их посадке. Учёт сил детей в зависимости от возраста, гигиена обучения, личная гигиена детей, профилактика заразных болезней, доброкачественность воздуха в школьных помещениях и прочее - вот те идеи, которые были положены Песталоцци в основу его педагогических взглядов и деятельности.

Всё это говорит о том, что идеи школьной гигиены во второй половине XVIII и в начале XIX в. стали постепенно получать признание и рассматриваться как обязательный компонент учебно-воспитательной работы. Передовыми людьми того времени уже осознавалась необходимость гигиенической подготовки учителей, и местами гигиена была введена в учебный план учительских семинарий.

В XIX в. в России, томившейся в оковах феодально-крепостнического строя, тьмы, неравенства и эксплуатации, вопросы школьной гигиены стали предметом пропаганды таких замечательных передовых людей эпохи, как В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев. В. Г. Белинский писал: «Развитию здоровья и крепости тела соответствует развитие умственных способностей и приобретение познаний». Он указал на необходимость иметь в виду все стороны воспитания: «говорите детям - писал он, - об опрятности, о внешней чистоте...» Хорошо воспитанный ребёнок должен быть здоровым физически, гибким, ловким. Лицо его должно отражать на себе здоровье, весёлость, живость, ясность. Излишнее и преждевременное развитие детей Белинский считал вредным, так как «оно вредит здоровью - драгоценнейшему из всех благ жизни». Наряду с этим он считал недопустимым одностороннее развитие тела в ущерб интеллектуальности. Особое внимание Белинский уделял правильному режиму ребёнка и подростка, питанию, сну и играм.

Н. А. Добролюбов указывал на то, что «всякое изменение в организме должно отражаться и на его мозге». Поэтому он придавал большое значение укреплению здоровья растущего организма и указывал на роль гимнастики и физического труда как средств укрепления организма Добролюбов глубоко понимал сущность здоровья. Он писал: «Под здоровьем нельзя разуметь только нарушение благосостояния тела, а нужно понимать вообще естественное гармоническое развитие всего организма и правильное совершение всех его отправлений». Добролюбов считал, что умственное развитие ребёнка неотделимо от его физического развития, от состояния здоровья его организма. Умственное развитие ребёнка и подростка, по мнению Добролюбова, неразрывно связано с его физическим развитием.
 
Д. И. Писарев проявил также большое внимание к вопросам охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. Для укрепления здоровья детей, по мнению Писарева, имеют значение рациональное питание, трудовое воспитание, гимнастика и гигиена учебно-воспитательной работы. Особое значение Писарев придавал наблюдению за состоянием здоровья учащихся и резко выступал против антигигиенических условий Школьных занятий. С чувством горечи Писарев писал: «Когда мы смотрим на слабого, бледного, вялого и притуплённого юношу, мы имеем право сказать с законной гордостью: «вот дело рук наших», так как школа делает всё наперекор детской природе и лишает детей даже чистого воздуха». Писарев был ярым противником продолжительных классных занятий, так как они влекут за собой искривление позвоночника и вызывают различные хронические болезни.

Одной из заслуг Писарева является пропаганда идей гигиены и их значения в русском обществе. В своей статье «Школа и жизнь», появившейся в 1865 г., он писал: «Известно, что лучшие из современных медиков полагают, что все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой рациональный образ жизни, при котором организм как можно реже приходил бы в расстроенное положение и, следовательно, как можно реже нуждался бы в починке. Гигиена, или изучение тех условий, которые необходимы для сохранения здоровья, приобретает себе в настоящее время преобладающее значение в глазах каждого мыслящего и сведущего человека. Совершенное игнорирование гигиены с каждым годом становится менее возможным для всех разнообразнейших отраслей государственного хозяйства».

Огромную роль в деле развития школьной гигиены в России сыграл знаменитый хирург и педагог Н. И. Пирогов. В его лице сочеталось образование врача с выдающимся призванием педагога. Будучи руководителем дела образования в Киевском и Одесском учебном округах, Пирогов ещё в 50-х годах прошлого века вводил в систему учебно-воспитательной работы основы школьной гигиены. Он прозорливо утверждал, что «будущее принадлежит медицине профилактической». Пирогов выдвигал требование строго индивидуализировать приёмы преподавания и воспитания и строить их в соответствии с психофизической природой детей. Он считал необходимым серьёзно изучать психофизическое состояние ребёнка и юноши и выдвигал перед учителем требование повседневной заботы о здоровье и физическом состоянии учащихся.

Ещё в первой четверти века в ряде гимназий имелись врачи. При Пирогове врачебное. обслуживание средних учебных заведений было усилено. Пирогов считал, что школьный врач, особенно если он работает в закрытых учебных заведениях, должен быть врачом-педагогом. В своей статье «О врачах-педагогах» он писал: «Я думаю, что никто не имеет столько права на занятие педагогических должностей в закрытых учебных заведениях, как врачи. Врач при закрытом заведении мог бы в одно и то же время быть с пользою и надзирателем за нравственною стороною учащихся, и преподавателем энциклопедии медицинских наук (фактически гигиены) в высших классах, и врачом гимназической больницы».

Н. И. Пирогов, являясь одновременно врачом и педагогом, глубоко вникал в сущность учебно-воспитательной работы. Особая его заслуга заключается в том, что он тесно связывал школьную гигиену с педагогическим процессом (в широком понимании этого слова) с целью рационального разрешения основных вопросов организации и проведения учебно-воспитательной работы среди детей, подростков и молодёжи.

Огромное значение в деле обучения и воспитания детей придавал физиологии и гигиене великий русский педагог К.Д.Ушинский. Так, он писал: «Мы уверены, что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных».

Особую роль придавал К. Д. Ушинский влиянию гигиенических факторов на психическую деятельность. Ушинский писал по этому поводу следующее: «Чем свежее здоровье, чем благоприятнее отношение организма к внешнему миру, чем быстрее и нормальнее действуют жизненные функции, тем благоприятнее с этой стороны настроение к развитию чувства радости. Всякому известно, сколько способствует прекращению печального настроения духа телесное движение и особенно движение на свежем воздухе при солнечном сиянии».

Весьма высоко оценивал К. Д. Ушинский гимнастику. О ней он писал так: «Гимнастика, как система произвольных движений, направленных к целесообразному изменению физического организма, только ещё начинается, и трудно видеть пределы её возможности, её влияния не только на укрепление тела и развитие тех или других его органов, но и на предупреждение болезней и даже излечение их. Мы думаем, что недалеко время, когда гимнастика окажется могущественным медицинским средством даже в глубоких внутренних болезнях». Ушинский не был врачом, но несмотря на это его слова оказались в отношении гимнастики пророческими.

Из вышеизложенной краткой исторической справки мы видим, что лучшие представители педагогической теории и практики ставили и пытались разрешить и в той или иной мере разрешали вопросы школьной гигиены. Но если на первых этапах своего развития вопросы школьной гигиены ставились в органической связи со всей педагогической работой, то в последующем периоде между гигиеной и требованиями теоретической педагогики наблюдается большой разрыв. В школах для детей господствующих классов наблюдается рост гигиенических требований, в то время как в школах для детей трудящихся эти требования почти не имеют места.

С развитием в XIX в. физиологии, физики, химии и микробиологии стали развиваться общая и школьная гигиена. Школьная гигиена в XIX в. получила научное обоснование, и разработка школьно-гигиенических вопросов стала делом специалистов-гигиенистов. Первым, кто научно поставил вопросы школьной гигиены, был профессор медицины И. П. Франк, работавший одно время директором Медико-хирургической академии в Петербурге, автор многотомного труда «Система совершенной медицинской полиции», первый том которого появился в 1779 г. Второй том, вышедший в свет в 1780 г., посвящен школьной гигиене и назывался «Об охранении здоровья учащегося юношества и о надзоре, необходимом при учебных заведениях». Этот труд охватывал вопросы гигиены школьного здания, гигиены оборудования и гигиены учебно-воспитательной работы. С середины XIX в. началась углублённая научная разработка отдельных вопросов школьной гигиены. В 1869 г. известный патолог Вирхов со всей глубиной поднял вопрос о заболеваемости учащихся в гимназиях. Учебные планы и программы средней школы того времени были перегружены учебным материалом, и школьная гигиена была принуждена бороться с таким положением. Вирхов представил доклад, в котором он указал на большую заболеваемость детей, подростков и юношей школьного возраста. Он поставил эти заболевания в зависимость от условий работы школы и назвал их «школьными болезнями». К числу их он отнёс расстройство зрения, в первую очередь близорукость, приливы и застои крови в черепной полости (головные боли и носовые кровотечения), искривления позвоночника, заболевания лёгких (туберкулёз и др.), застои крови и органах малого таза, вызывающие нарушение кровообращения в пищеварительных органах, заразные заболевания, повреждения членов, ушибы, раны и пр.

Основателями научной гигиены в России были А. П. Доброславин - профессор первой кафедры гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге и Ф. Ф. Эрисман - профессор первой кафедры гигиены в Московском университете. Научные основания гигиены, заложенные ими, в дальнейшем много дали для развития научной мысли в области школьной гигиены, которой они занимались лично.

А. П. Доброславин считал главными задачами гигиены «изучение законов прочного физиологического равновесия в организме при различных условиях общественной деятельности и изучение наиболее выгодных условий сохранения и развития производительных сил организма». Доброславин говорил не только о гигиене физической деятельности человека, но ещё в 1871 г. выдвигал необходимость физиологического и гигиенического изучения его психической деятельности и тесно связывал этот вопрос с педагогикой. Доброславиным также проводились углублённые исследования в области гигиены питания детей и подростков, учащихся в закрытых учебных заведениях.

Ф. Ф. Эрисманом были чётко установлены цели гигиенической науки. Особенно велики его заслуги в области школьной гигиены. Ещё в своём труде «Профессиональная гигиена умственного и физического труда» Ф. Ф. Эрисман уделил очень много внимания вопросам гигиены детей и подростков и особенно вопросам гигиены их умственной работы. Эрисманом опубликовано много работ по школьной гигиене, в частности им разработана конструкция парты, которая принята в большинстве наших школ с некоторыми усовершенствованиями. Им же разработан проект образцовой классной комнаты.

В 70-х годах XIX в. в России усилилось совместное сотрудничество врачей-гигиенистов и педагогов: оно имело место в педагогических журналах и на специальных съездах, совещаниях и выставках, посвященных вопросам обучения и воспитания. Характерно, что первый научный центр по школьной гигиене в России возник в стенах педагогического научного учреждения, а именно в Педагогическом музее военно-учебных заведений, при котором была создана школьно-гигиеническая комиссия, реорганизованная впоследствии в отдел. В ней с самого начала её существования работали виднейшие гигиенисты - А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман, П. Ф. Лесгафт и др. Как известно, все эти деятели были тесно связаны с практикой обучения и воспитания детей, подростков и молодёжи.

Существенно отметить и то, что этот отдел школьной гигиены педагогического музея занимался не только вопросами гигиены школьного здания и оборудования, но и гигиены учебно-воспитательной работы. Этот же отдел ведал вопросами физического воспитания. Экспериментальное изучение утомления учащихся впервые было осуществлено также в отделе школьной гигиены Педагогического музея.

Большую услугу делу развития школьной гигиены в России оказал Н. П. Гундобин - профессор педиатрии Военно-медицинской академии, автор замечательного труда «Особенности детского возраста». Н. П. Гундобину принадлежит приоритет в развитии возрастной морфологии и физиологии, являющихся теоретической основой школьной гигиены.

В 1905 г. при министерстве народного просвещения была организована врачебно-санитарная часть во главе с профессором гигиены Г. В. Xлопиным. При ней была создана школьно-гигиеническая лаборатория. В России в то время было свыше 1 200 школьных врачей. Школьная гигиена неизменно была представлена в качестве самостоятельного раздела на международных и всероссийских гигиенических и педагогических конгрессах, съездах и выставках.

В 1905 г. в Москве выходит в свет в виде приложения к журналу «Вестник воспитания» капитальное руководство по школьной гигиене известного школьно-санитарного врача Д. Д. Векарюкова.

Мы привели лишь основные, наиболее существенные моменты из истории школьной гигиены.

Исследования и научная разработка школьно-гигиенических вопросов до Октябрьской социалистической революции получили весьма ограниченное применение в практике школы. Данные школьной гигиены применялись лишь в привилегированных учебных заведениях, в которых учились дети имущих классов: в кадетских корпусах, лицеях, «институтах благородных девиц», коммерческих училищах и других; в меньшей мере они применялись в казённых гимназиях и реальных училищах и почти совершенно отсутствовали в начальных школах, в которых учились дети трудящихся. Сельские, земские и особенно церковно-приходские школы, а также большинство городских училищ далеко не удовлетворяли элементарным требованиям школьной гигиены.

Выступая в 1908 г. на заседании Русского общества охранения народного здравия в присутствии членов Государственной думы, выдающийся русский физиолог профессор Н. Е. Введенский сказал: «Министерство финансов, желая извлекать доходы, завело винную монополию, устроило прекрасные лавочки, в то время как наши школы помещаются в хлевушках. Не основывайте государственного бюджета на разорении народа, на его спаивании, на деморализации, на его вырождении». В этих условиях лучшие стремления передовых врачей и педагогов внедрить гигиену в народные школы были крайне затруднены и малоуспешны.

Для школьной гигиены капиталистических стран типично то, что её требования, хотя и декларируются, но не проводятся в жизнь в школах, где учатся дети трудящихся, или же проводятся в самых ограниченных размерах с целью ограждения имущих классов от эпидемий. В лучшем случае школьная гигиена, в капиталистических странах ограничивает своё влияние лишь рамками самой школы и оставляет в стороне условия жизни детей, подростков и молодёжи вне школы, в семье, во внешкольных учреждениях.

Читать далее Состояние школьной гигиены в СССР


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: