Обеспечение школы питьевой водой


Если населённый пункт, где находится школа, не имеет центрального водоснабжения, лучшим решением вопроса о водоснабжении школы является устройство внутридомового водопровода. Такой водопровод может питаться водой либо из колодца (трубчатого или шахтного), либо из близко расположенной реки (озера).

Вода по трубам при помощи насоса подаётся в расположенный в чердачном помещении или в специальной водонапорной башне бак-резервуар, откуда она в силу тяжести по нисходящим стоякам направляется к внутрикомнатным кранам.

Устройство внутридомового школьного водопровода даёт возможность обеспечить школу центральным отоплением и водяными клозетами.

Для улучшения качества и обезвреживания питьевой воды применяется либо фильтрование воды через специальные фильтры из фарфора или инфузорной земли, либо через комнатные песчаные фильтры, либо кипячение.

Специально для обеспечения питьевой водой школ было предложено несколько типов так называемых комнатных песчаных фильтров. Комнатные песчаные фильтры, освобождая воду от взвешенной мути, не дают, однако, гарантии освобождения её от бактериального загрязнения; поэтому при малейшем подозрении на опасность загрязнения воды заразными микробами профильтрованная через такие фильтры вода должна кипятиться.

Кипячение является наиболее надёжным способом обезвреживания  воды для удовлетворения питьевых нужд небольших коллективов, в частности школ. Кипячение должно продолжаться 10-15 минут. Кипячение воды производится в посуде, не изменяющей химических и вкусовых свойств воды. В этом отношении надо отдать предпочтение лужёной посуде.

В условиях небольшой сельской школы для приготовления кипячёной воды можно пользоваться обычным самоваром, хорошо вылуженным.

В деле обеспечения питьевой водой учащихся особенно большое значение приобретают два момента: а) хранение кипячёной воды, б) посуда для питья. Питьевая вода в школах, вынужденных пользоваться кипячёной водой, хранится в специальных бачках - с крышками, закрывающимися на замок во избежание загрязнения воды грязными руками.

Бачки для хранения кипячёной воды изготовляются из хорошего оцинкованного либо эмалированного железа, ещё лучше - из листов нержавеющей стали, но ни в коем случае не из крашеного железа, так как краска часто придаёт воде неприятный привкус. Хорошим материалом для бачков надо признать обожжённую глину. Бачок ежедневно по окончании занятий должен тщательно промываться, прополаскиваться горячей водой и опрокидываться для просушки до следующего утра. Недопустимо оставление в бачке остатков воды со вчерашнего дня.

Существующая посуда для питья воды в школе - кружка - может служить путём для передачи инфекции из полости рта одного ребёнка (дифтерия, скарлатина, грипп и др.) другим детям.

Наилучшей гарантией от такой опасности является применение так называемых фонтанчиков, при которых струя воды попадает прямо в рот пьющего. Это исключает пользование кружками. В тех местах, где водопровод снабжает совершенно доброкачественной водой, такой фонтанчик, включённый непосредственно в водопроводную сеть, должен обязательно заменить кружку.

В тех случаях, когда для питья приходится пользоваться исключительно кипячёной водой, такие фонтанчики оказываются мало практичными. Наливные фонтанчики требуют большого непроизводительного расхода воды и, следовательно, частой загрузки бака новой порцией кипячёной воды. Это на практике нередко приводит к фактическому отсутствию питьевой воды в бачках уже после первой или второй перемены.

В случае неизбежности пользования для питья кружками, надо категорически требовать отказа от практики одной кружки при бачке и тем более кружки эмалированной, у которой быстро сбивается эмаль по бортику края и в образовавшихся выбоинах застревают остатки пищи и слюна из полости рта с находящимися в них бактериями. В этом случае надо пользоваться стеклянными стаканами, причём у каждого бачка надо иметь возможно большее число стаканов, во всяком случае из расчёта минимально один стакан на 8-10 учащихся. Стаканы должны храниться на подвешенной к стенке около бачка полочке, которая делится на две половины, окрашенные в контрастные цвета (белый и темно-синий или другой). В одной половине (белой) помещаются чистые, вымытые стаканы, в другой (тёмной) - использованные. На каждой половине полочки делаются соответствующие надписи: «чистые стаканы», «грязные стаканы». Уборщицы должны регулярно обходить все бачки и обмывать использованные стаканы. При пользовании большим количеством стаканов, если бы дети даже и пользовались для питья уже использованными, всё же имеется громадное преимущество перед одной кружкой, так как создаётся меньшая опасность распространения инфекции.

В школе вода, помимо питьевого её назначения, играет ещё огромную роль в поддержании санитарного режима школы и особенно в обеспечении наиболее совершенных способов удаления нечистот (устройство водяных клозетов). Поэтому, если в данном населённом пункте нет общегородского или поселкового водопровода, желательно, как указано выше, при строительстве школы запроектировать устройство местного домового водопровода.

При наличии центрального или домового водопровода целесообразно устраивать умывальники-души с подачей воды непосредственно из водопровода. В зимние месяцы вода в таких умывальниках оказывается чрезмерно холодной, что делает самый процесс мытья неприятным - вплоть до появления болевых ощущений в кистях рук. Для устранения этого обстоятельства в приводящую трубу водопровода желательно включить такой же бачок с шаровым затвором, какие устраиваются для смывания уборных. В таком бачке, находящемся к тому же в верхних, более нагретых частях комнаты, температура воды будет постоянно поддерживаться на уровне комнатной. Емкость бачка должна быть исчислена в зависимости от количества предполагаемых к установке умывальных кранов и количества детей, на которых рассчитаны умывальники. Количество кранов в школьных умывальниках должно определяться из расчёта не менее 1 крана на 30 учащихся. В интернатах и детских садах 1 кран рассчитывается на 7-10 детей.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: