Физическое развитие и состояние здоровья учащихся школ города Рязани


Физическое развитие человека является одним из показателей, отражающих состояние его здоровья. Особенно характерны сдвиги в физическом развитии растущего организма, быстро реагирующего на изменения в окружающей среде. Поэтому систематическое изучение физического развития детей и подростков имеет большое теоретическое и практическое значение. Массовые измерения длины тела, веса и окружности грудной клетки учащихся устанавливают средние показатели физического развития школьников данного населенного пункта. Уровень этих средних показателей, а также соматоскопических данных (мускулатуры, костной системы, жироотложения) и состояния здоровья характеризует физический облик подрастающего поколения.

Систематическое, ежегодное изучение физического развития одних и тех же учащихся позволяет выявить годичные прибавки длины и веса тела, окружности грудной клетки и других параметров, с тем чтобы установить у учащихся разного возраста и пола закономерности темпов годичных приростов указанных показателей.

Настоящее исследование ставило ряд задач, а именно: составление характеристики физического развития и некоторых других показателей состояния здоровья школьников г. Рязани; определение интенсивности роста учащихся за период от 7 до 15 лет; выявление уровня физического развития школьников, больных ревматизмом, тонзиллитом, хроническим отитом, ринитом, туберкулезным бронхоаденитом; установление степени связи между частотой перенесенного рахита и распространенностью искривления позвоночника, между состоянием тонуса мышц и распространенностью сколиозов.

Физическое развитие учащихся г. Рязани изучалось в соответствии с общепринятыми методическими требованиями, при помощи точно выверенного инструментария. Измерялись длина и вес тела школьников, окружность грудной клетки. Описывалось состояние костной системы, мускулатуры, жироотложения. Определялось кровяное давление и содержание гемоглобина в крови. Путем углубленного медицинского осмотра составлялась характеристика состояния здоровья ребенка, которая дополнялась данными специалистов - офтальмолога, ларинголога, ревматолога и фтизиатра.

Систематическое наблюдение индивидуализирующим методом за учащимися были начато в 1960 году сотрудниками сектора школьной гигиены Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной гигиены. Углубленному медицинскому осмотру подвергались школьники первых и пятых классов. В 1961 году осматривались те же учащиеся, но соответственно посещавшие уже II и VI классы. В 1962 году осматривались те же школьники теперь III и VII классов, а в 1963 году - IV и VIII.

Для выявления приростов длины и веса тела, окружности грудной клетки за год очень важна точная дата осмотра. Нельзя сравнивать прибавки основных показателей физического развития не отнеся их к одинаковому отрезку времени. Поэтому медицинский осмотр учащихся проводился в одно и то же время.

Всего в 1960 году было осмотрено 1117 школьников семи школ г. Рязани, из них 574 мальчика и 543 девочки. В 1963 году школьников, прошедших три или четыре осмотра, было 1000 человек, из них 516 мальчиков и 484 девочки. Некоторые учащиеся, осмотренные три раза, систематически наблюдались не с 1960, а с 1961 года. Тем не менее за истекшие 4 года по разным причинам выбыло 117 учеников (58 мальчиков и 59 девочек), что составило 10,4% от первоначального общего числа осмотренных. Основную массу выбывших составляли учащиеся старшего школьного возраста. Часть из них была оставлена на второй год в том же классе и потому не проходила повторных осмотров. Некоторые школьники уехали из г. Рязани или перешли в другие, очень отдаленные школы в связи с переменой местожительства.

Для разработки данных физического развития и состояния здоровья учащихся их медицинские карточки сортировались в однородные группы по полу, возрасту, национальности, условиям жизни и воспитания. Численность каждой возрастно-половой группы колебалась от 100 до 200 человек.

В результате статистической обработки материала были рассчитаны средние показатели физического развития школьников. Разработаны оценочные таблицы-шкалы регрессии по росту. По этим таблицам затем проводилась индивидуальная оценка уровня физического развития учащихся.

Физическое развитие. Изучение физического развития учащихся методом индивидуализирующих наблюдений установило, что 91-96% из них имели физическое развитие среднее и выше среднего. Как видно из указанной таблицы, колебания уровней физического развития учащихся мальчиков и девочек составляли всего от 4 до 9% и были обусловлены главным образом разным числом наблюдений, приходящихся на отдельные возрастно-половые группы. Достоверная разность в процентном соотношении уровня физического развития у мальчиков и девочек наблюдалась только среди учащихся среднего школьного возраста 10-12 лет, где распространенность среднего и выше среднего уровня физического развития была большей среди девочек, чем среди мальчиков. Среди девочек 10-12 лет физическое развитие ниже среднего встречалось в 4%, а среди мальчиков - в 9% случаев. Различие в 5% случаев являлось существенным, так как минимально достоверная разность в анализируемых относительных величинах при 524 наблюдениях, лежащих в основе их вычисления, составляла, по таблице Л. Боярского, лишь 2,9%.

Прирост тотальных размеров тела учащихся. У каждого осмотренного школьника вычислялись абсолютные годичные приросты тотальных размеров тела. Средние величины годичных приростов длины тела, веса и окружности грудной клетки учащихся, полученные таким способом, сопоставлялись с данными годичных приростов этих же показателей, но полученных по генерализирующему методу исследования. При генерализирующем методе годичные прибавки высчитываются по разности средних показателей физического развития у учащихся смежных возрастов.

Одномоментное генерализирующее измерение школьников г. Рязани в возрасте от 8 до 15 лет было проведено в 1960/1961 учебном году доктором Г. Л. Вайнштейн под руководством Д. И. Арон.

Сопоставление величины годичных приростов тотальных размеров тела учащихся, полученных при индивидуализирующем методе, показало, что средние величины приростов существенно отличались от средних прибавок, высчитанных по генерализирующему методу. К таким же выводам пришла М. И. Корсунская, изучая динамику физического развития детей дошкольного возраста.

Такое различие можно объяснить многими причинами: неравенством интервалов наблюдений; разным соотношением в возрастной группе возрастных подгрупп, т. е. различным составом учащихся данной группы по числу прожитых месяцев, и т. д.

Следовательно, генерализирующий метод исследования нельзя использовать для установления величины годичных приростов основных показателей физического развития учащихся.

Для сравнения средней величины прироста основных показателей физического развития в разные годы жизни школьников, помимо абсолютных величин прироста длины тела, веса и окружности грудной клетки, были вычислены их относительные значения. Прирост каждого показателя за год вычислялся в процентах по отношению к соответственным величинам длины тела, веса и окружности грудной клетки школьников 7 лет. Указанный возраст был взят за исходный, потому что именно с этого возраста начинались наблюдения за учащимися.

Интенсивность годичного прироста длины тела у мальчиков в возрасте от 7 до ,12 лет изменялась незначительно. После 12 лет интенсивность прироста тела в длину возрастала с каждым годом. Наибольший относительный прирост в весе наблюдался в период от 13 до 15 лет.

Незначительно изменялся процент прироста в окружности грудной клетки у мальчиков в возрасте от 7 до 13 лет, резко возрастая в период от 13 до 15 лет.

Интенсивность прироста основных показателей физического развития у девочек была иной, чем у мальчиков. Так, у девочек наибольшая интенсивность прироста наблюдалась: для длины тела в период от 10 до 12 лет; для веса тела и окружности грудной клетки - от 14 до 14 лет.

Возрастно-половые различия в интенсивности прироста основных показателей физического развития школьников выражались в следующем:

В возрасте 7-12 лет прирост тела в длину происходит интенсивнее у девочек, чем у мальчиков. Процент прироста веса тела и окружности грудной клетки выше у девочек 10-13 лет, чем у мальчиков того же возраста.
 
Процент прироста основных показателей физического развития (длины и веса тела и окружности грудной клетки) у мальчиков в возрасте от 13 до 15 лет выше, чем у их сверстниц - девочек.

Состояние костной системы. Несмотря на преобладающий процент школьников, имевших физическое развитие среднее и выше среднего, у 16-28% учащихся наблюдались нарушения в осанке: сутуловатость, крыловидные лопатки и др.

Процент школьников с нормальной осанкой был выше всего среди детей 8-9 лет и ниже всего среди учащихся 12-13 лет. Наименьший процент искривлений позвоночника - 5-7%-был среди школьников 8-9 лет и наибольший - 16-17%-среди учащихся 12 лет. Наименьшая достоверная разность сравниваемых относительных показателей при 112 наблюдениях, лежащих в основе их вычисления, составляет, по таблице А. Я. Боярского, 8,1%. Некоторая тенденция к естественной коррекции под влиянием спортивных занятий (волейбол и др.) проявилась у учащихся 14-15 лет.

Следовательно, от младших классов к старшим у учащихся школ г. Рязани ясно выражен рост частоты нарушений осанки и искривлений позвоночника. Наши наблюдения в этом отношении подтверждают данные других авторов.

Была выявлена высокая степень связи между частотой перенесенного рахита и распространенностью у школьников искривлений позвоночника.

Изучение частоты распространенности различных искривлений позвоночника у школьников с хорошим мышечным тонусом и у учащихся с плохим мышечным тонусом также выявило взаимозависимость между состоянием мышечного тонуса и распространенностью сколиозов.

Значительный процент школьников имел уплощенные (20-29%) и плоские столы (4-7%). Связи между уровнем физического развития школьников и распространенностью у них уплощенных и плоских стоп выявить не удалось, но высокая степень связи проявилась между частотой перенесенного рахита и распространенностью уплощенной и плоской стопы, а также между распространенностью искривлений позвоночника у школьников и односторонним плоскостопием у них.

Артериальное давление. Из 153 осмотренных девушек 15 лет у 29, т. е. в 18% случаев, отмечалось повышенное максимальное артериальное давление в пределах от 120 до 160 мм рт. ст. У 10 % осмотренных девушек повышенное артериальное давление наблюдалось в течение двух лет, а у 3% - в течение трех лет. Примерно такая же частота повышенного артериального давления была и у юношей 15 лет. В 17% случаев у осмотренных юношей констатировалось повышенное артериальное давление; в 7% случаев повышенное артериальное давление регистрировалось в течение двух лет. По данным К. В. Даутовой и Б. Н. Засухиной, повышенное артериальное давление в юношеском возрасте связано не столько с пубертатными физиологическими сдвигами и даже не столько с перенесенными в детстве болезнями, сколько с утомлением, вызванным значительной учебной нагрузкой. Проведенное нами изучение режима дня наблюдаемых учащихся показало, что ежедневная учебная нагрузка (уроки в школе и их приготовление дома) составляли у 38-50% школьников 14-15 лет 8-10 часов, в связи с чем сокращалось время прогулки и игр на воздухе, а также продолжительность сна.

Аномалии зрения. Длительная зрительная работа учащихся, в ряде случаев проходившая при неблагоприятных условиях освещения, способствовала распространенности у школьников близорукой рефракции, которая к VIII классу средней школы возрастала почти в 4 раза по сравнению с аналогичными данными у детей I класса.

Содержание гемоглобина в крови. Количественное определение гемоглобина в крови является одним из важных показателей состояния здоровья школьников. Как видно из таблицы 8, у большинства учащихся содержание гемоглобина в крови соответствовало норме или было выше ее. Нами обнаружена связь между уровнем физического развития учащихся и содержанием гемоглобина в крови.

Заболеваемость школьников острыми детскими инфекциями. Изучение заболеваемости учащихся острыми детскими инфекциями показало, что до поступления в школу 38% из них перенесли три и более инфекционных, так называемых детских болезней; 20% болело двумя, а 25% одной детской инфекционной болезнью.

В 1960 году 6% от общего числа осмотренных перенесли различные детские болезни - корь, скарлатину, коклюш, ветряную оспу, свинку и др. В 1961 году инфекционные заболевания (преимущественно корь) перенесли 10% от общего числа осмотренных. В 1962 году детские инфекционные болезни перенесли 4% школьников III и VII классов, а в 1963 году - 3% школьников IV и VIII классов. В 1962 году почти у половины детей, болевших детскими инфекционными болезнями, регистрировалась болезнь Боткина. В 1963 году среди инфекционных заболеваний, перенесенных школьниками IV и VIII классов, преобладала свинка.

Мы не имели возможности наблюдать детей непосредственно после перенесенных ими детских болезней. Изучение же динамики годичных приростов длины и веса тела, окружности грудной клетки у детей, которые в течение года перенесли детские инфекционные заболевания, и у школьников, их не перенесших, не выявило какой-либо разницы.

Физическое развитие учащихся, страдающих некоторыми хроническими заболеваниями. Распространенность хронических заболеваний среди учащихся изучалась в связи с возможным влиянием их на физическое развитие школьников. Поэтому специально отмечались ревматизм, тонзиллиты, хронические отиты, риниты, бронхоадениты при туберкулезе.

Частота хронических заболеваний уха, горла и носа у мальчиков и девочек 7-9 и 13-15 лет была одинаковой. Частота же тонзиллитов у девочек 10-12 лет была более высокой- 8,8%, чем у мальчиков этого же возраста - 4,2%. Сопоставляя процентные соотношения частоты распространенности заболеваний уха, горла и носа у учащихся г. Рязани от 7 до 15 лет. можно только предположить, что различия в распространенности тонзиллитов у мальчиков и девочек 10-12 лет обусловлены случайными причинами.

Сопоставление уровней физического развития здоровых школьников и учащихся, страдающих хроническими заболеваниями уха, горла и носа, установило их примерно одинаковое соотношение.

Вычисление коэффициента ассоциации показало, что связь между уровнем физического развития и вышеуказанными заболеваниями очень низкая и составляла 0,11 у больных тонзиллитом и 0,25 у больных другими хроническими заболеваниями уха, горла и носа.
 
Сколько-нибудь выраженная связь между распространенностью у учащихся туберкулезного бронхоаденита и уровнями их физического развития не проявилась - коэффициент ассоциации равнялся 0,08.

Уровень физического развития определялся у школьников, перенесших одну-две ревматические атаки и по состоянию здоровья посещавших школу (неактивная фаза ревматизма). По длительности заболевания эти школьники распределялись следующим образом: у 20% из них диагноз ревматизма был поставлен в 1960 году, у 50% в 1961 году, у 20% - в 1962 году и у 10% - в 1963 году.

Процентное распределение уровней физического развития у школьников с неактивной фазой ревматизма и у практически здоровых учащихся оказалось примерно одинаковым. Как в одной, так и в другой группе в 78% случаев наблюдалось среднее физическое развитие. Физическое развитие выше среднего отмечалось у 13% школьников с неактивной фазой ревматизма и у 15% практически здоровых учащихся; уровень физического развития ниже среднего соответственно был у 9 и 7%. Различие в 2% является несущественным.

Дефекты речи. Нас интересовало, существует ли связь между уровнем физического развития и дефектами речи у школьников.

Нами было изучено физическое развитие у 320 школьников 8-9 лет и у 61 учащегося этого же возраста с нарушениями речи. Среди 320 детей этого возраста физическое развитие выше среднего и среднее было у 288 человек, а ниже среднего и низкое - у 40 человек. Среди детей с нарушениями речи в 45 случаях физическое развитие было выше среднего и среднее, в 16 случаях оно оказалось ниже среднего уровня. Таким образом, сопоставление уровней физического развития и дефектов речи у школьников выявило их взаимосвязь.

Выводы:

На основании систематических исследований индивидуализирующим методом учащихся г. Рязани было установлено:

I. Высокий уровень физического развития школьников (91-96% среднего и выше среднего уровня).

II. Характерная динамика скорости роста каждого из тотальных размеров тела у мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 15 лет.

III. Значительная частота распространенности у учащихся нарушения осанки и близорукой рефракции.

IV. Примерно одинаковое процентное соотношение ниже среднего, среднего и выше среднего физического развития среди здоровых школьников и учащихся, страдавших хроническими ринитами, отитами, туберкулезным бронхоаденитом, тонзиллитом и ревматизмом в неактивной фазе.

V. Прямая связь была выявлена между отдельными показателями физического развития и состояния здоровья учащихся:

1) между состоянием тонуса мышц и распространенностью сколиозов;

2) между частотой перенесенного рахита у учащихся и распространенностью у них искривлений позвоночника;

3) между частотой перенесенного рахита у школьников и распространенностью у них уплощенной и плоской стопы;

4) между распространенностью искривлений позвоночника у учащихся и односторонним плоскостопием у них;

5) между уровнем физического развития и нарушением речи у школьников.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: