Туберкулезное поражение женских половых органов


Известно, что туберкулез женских половых органов является, как правило, вторичным, Из половых органов женщины туберкулезный процесс поражает чаще всего маточные трубы, реже тело матки, гораздо реже влагалищную часть матки и еще реже влагалище. В значительном проценте случаев туберкулез внутренних женских половых органов комбинируется с туберкулезом брюшины.

Диагностика. Туберкулез придатков трудно диагностировать, между тем он встречается в 10% всех случаев воспалительных заболеваний придатков. Туберкулезную этиологию процесса нужно подозревать тогда, когда противовоспалительное лечение не дает результатов, болезнь прогрессирует, опухоль не уменьшается, силы больной падают, температура остается повышенной или субфебрильной. Туберкулезные опухоли придатков по своей форме, консистенции и расположению ничем не отличаются от воспалительных опухолей при гонорее. Некоторая патогномоничность придается наличию в прямокишечно-маточном углублении мелких четкообразных (иногда болезненных) узелков, расположенных главным образом вдоль крестцово-маточных связок и хорошо прощупываемых со стороны заднего влагалищного свода или через прямую кишку. Но этот признак далеко не всегда обнаруживается при туберкулезном поражении половых органов, а кроме того, он встречается и при периметрите нетуберкулезного происхождения, при папиллярных кистах яичника, при раковых метастазах и при наружном эндометриозе. Характерным признаком считается наличие особенно плотных и обширных сращений, незначительная болезненность пораженных придатков матки, но и этот симптом непостоянен. Весьма подозрительны на туберкулез те случаи, когда признаки хронического воспаления обнаруживаются у девочек или у девственниц.

Анамнестические данные относительно характера выделений, менструации, болей не имеют ничего характерного для туберкулезного процесса.

Большое значение в диагностике туберкулеза придается длительному наблюдению, позволяющему установить затяжной характер заболевания и особенно наличие туберкулезного очага в организме. Некоторым, правда, довольно слабым подспорьем для диагностики туберкулеза могут служить признаки инфантилизма и астении.

Исследование морфологического состава крови, часто обнаруживающее при туберкулезе повышенный лимфоцитоз, применение специфических биологических реакций большей частью мало способствуют выяснению диагноза, так как положительный результат может говорить только за наличие туберкулезного процесса где-либо в организме. Очаговая реакция при применении туберкулина, по данным большинства авторов, оказалась совершенно ненадежной.

Наблюдения Р. Л. Лившиной и С. А. Ягунова показали, что отсутствие специфической кожной реакции при вакцинации по Бурлакову четырьмя наиболее употребительными вакцинами позволяет почти с уверенностью исключить другую, наиболее частую (септическую или гонорейную) этиологию воспалительных процессов в придатках матки и дает таким образом возможность заподозрить туберкулезный характер воспаления.

Следует еще упомянуть о бактериологическом исследовании генитального секрета и о микроскопическом исследовании пробного соскоба слизистой оболочки матки, которая в 50% всех случаев туберкулеза придатков бывает поражена этим процессом. Таким образом, последний метод может иметь диагностическое значение не более чем в половине случаев. В то же время пробное выскабливание чревато серьезными последствиями. Опасность заключается в том, что выскабливание может дать толчок к распространению туберкулезного процесса за пределы его первоначальной локализации. Не надо также забывать, что выскабливание может повести к значительным осложнениям в том случае, если опухоли придатков, подозрительные на туберкулез, вызваны септической или гонорейной инфекцией.

Правильно и вовремя поставить диагноз туберкулеза придатков нередко помогало подмеченное нами умеренное и равномерное мышечное напряжение брюшной стенки, обнаруживаемое при пальпации живота и при двуручном гинекологическом исследовании. Эта болезненность при пальпации не ограничивается нижним отделом живота, как это наблюдается при пельвиоперитоните гонорейной или септической этиологии, а распространяется диффузно на весь живот.

При туберкулезе придатков защитное мышечное напряжение брюшной стенки слабое. Этот признак, как и состояние половых органов (опухоли придатков), может в течение ряда месяцев оставаться без изменений, несмотря на улучшение общего состояния больной и даже исчезновение жалоб. Указанный симптом, описанный нами, остается для нас и теперь одним из важнейших при столь трудной диагностике туберкулезного поражения придатков матки. Объяснить его можно лишь сочетанием туберкулеза придатков с туберкулезом брюшины.

Конечно, наличие одного этого признака не дает права диагностировать туберкулез придатков матки. Но если в неясном случае имеется воспалительная опухоль придатков и одновременно мы находим безболезненную, ровную, диффузную и постоянную напряженность брюшной стенки, то вполне вероятно, что процесс имеет туберкулезный характер. Диагноз становится еще более вероятным, если для другой этиологии нет никаких данных, а у больной в то же время обнаруживаются и другие туберкулезные очаги. Само собой разумеется, что отсутствие мышечного напряжения брюшной стенки не говорит против туберкулезного характера заболевания, так как поражение придатков при этом может и не сопровождаться туберкулезом брюшины.

Лечение. Если диагноз туберкулеза придатков установлен, то методом выбора для лечения является светолечение. Хорошие результаты дают небольшие дозы рентгеновых лучей. Опасаться, что рентгенотерапия вызовет аменорею, не приходится, так как она зачастую наблюдается и до начала лечения. Наступившая же у таких больных аменорея может иметь и некоторое положительное значение, так как прекращаются ежемесячные потери крови, истощающие и без того ослабленный организм. Опасность будущего бесплодия в этом случае не страшна, так как туберкулез маточных труб делает этих больных и без того бесплодными.

Если диагноз не установлен и имеется лишь небольшое подозрение на туберкулезный характер воспаления придатков, то лечение можно начать с применения светотерапии (ртутно-кварцевая лампа или искусственное горное солнце, а в летнее время - местные солнечные ванны). Местное светолечение по своим результатам уступает лечению рентгеновыми лучами, но все же, несомненно, оказывает благоприятное влияние на лечение туберкулезного процесса половых органов.

Само собой разумеется, что одновременно с туберкулезом придатков необходимо лечить и другие туберкулезные очаги, имеющиеся в организме, и самое большое внимание следует уделять общеукрепляющему лечению.

Длительное пребывание на климатическом курорте особенно хорошо влияет на туберкулезный процесс женских половых органов. Едва ли здесь сказывается только непосредственное влияние солнечных лучей на туберкулезный очаг в брюшной полости, надо думать, что главную роль здесь играет вся сумма курортных факторов, способствующих укреплению организма.

Как известно, пенициллинотерапия, получившая столь широкое применение при лечении септической и гонорейной инфекции и сифилиса, безрезультатна при лечении туберкулеза. Наблюдения говорят о том, что лучшие результаты можно ожидать от применения стрептомицина. Но этот вопрос, равно как и вопрос об изыскании новых антибиотиков, находится еще в стадии изучения.

Читать далее Лечение туберкулеза женских половых органов


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: