Эпидемиология описторхоза


Впервые описторхоз у человека описал К. Н. Виноградов в 1891 г. Он же впервые предположил, что описторхоз - заболевание, широко распространенное в Сибири. Дальнейшие исследования Н. С. Соловьева, В. Г. Коренчевского, Я. В. Плавинского, М. Г. Курлова подтвердили эту мысль.

В то же время Ашкенази и Чиуреа экспериментально подтвердили высказанные ранее Брауном и С. Каменским мысли о том, что заражение описторхозом происходит через рыбу. Предположение о промежуточном хозяине - моллюске было высказано в 1891 г. К. Н. Виноградовым, однако экспериментальное подтверждение оно получило значительно позже в работах Фогеля.

Планомерное изучение описторхоза в России началось давно. В 1929 г. А. В. Светлов и Р. К Окулова сообщили о широком распространении описторхоза среди населения Тобольска. В этом же году на Тобольский Север была направлена 70-я Союзная гельминтологическая экспедиция под руководством К. И. Скрябина, которая установила в Тобольске и ниже по Оби и Иртышу очаг описторхоза. В это же время изучение эпидемиологии, патогенеза, клиники и терапии описторхоза было начато Н. Н. Плотниковым.

В последние 2 десятилетия многочисленными исследованиями было установлено, что в Обь-Иртышском бассейне расположена крупнейшая эндемичная по описторхозу территория с максимальным уровнем в приобских районах Ханты-Мансийского национального округа Тюменской и северных районах Томской областей, где экстенсивность инвазии описторхозом местного населения достигает 85% и выше. По современным представлениям Обь-Иртышская эндемичная по описторхозу территория охватывает 15 краев и областей РФ и Казахстана.

Второй по величине эндемичной территорией по описторхозу является бассейн Днепра. Показатели заболеваемости людей в Сумской области приближаются к таковым в гиперэндемичной зоне - Обь-Иртышском бассейне. В некоторых населенных пунктах по рекам Ворскла, Сейм пораженность населения описторхозом достигает 28-80%.

В Полтавской области пораженность населения колеблется от 0,2 до 1,6%. достигая в некоторых населенных пунктах.

Население отдельных районов Киевской области поражено описторхозом в 1,5%. В отдельных поселках Днепропетровской области, по данным М. Н. Мироновой, поражено 7,5% населения. В Голопристанском районе Херсонской области пораженность населения достигала 26%. В Черниговской области, по данным В. В.Хоменко, она не превышает 0,7%.

В бассейне реки Дон описторхоз был описан еще в 1925 г. К. И. Скрябиным. Мелкий очаг 1был выявлен в 1934 г. на озере Лиман, связанном с притоком Дона рекой Северной Донец. По данным М. К. Грицая и Т. Г. Якубова, средняя пораженность им населения составляет здесь 0,1%. В настоящее время описторхоз регистрируется в 24 областях Украины, местные случаи заболевания описторхозом обнаружены в 11 областях.

Третьей по величине эндемичной по описторхозу территорией является Волго-Камский бассейн, где зоны с высоким уровнем эндемии регистрируются в Пермской области (до 60% пораженного населения в отдельных поселках) и в Татарстане. Р. И. Хамидуллин сообщил об эндемичной по описторхозу территории в Татарии, включающей 9 районов.

Значительно менее интенсивными эндемичными по описторхозу территориями являются бассейны рек Неман и Северная Двина. В первой регистрируются единичные случаи заболевания, во второй пораженность населения превышает 0,5-1%. Следует, однако, учесть, что на реке Неман и в междуречье Северной Двины и Сухоны сохраняются природные предпосылки существования очагов описторхоза. Пораженность им домашних плотоядных животных (особенно кошек) остается значительной.

В последние годы подтверждение получили сведения о существовании очагов описторхоза в бассейне притока Дона реки Воронеж, где уровень пораженности населения невысок (в среднем-0,1%), но существуют инвазированные промежуточные и дополнительные хозяева гельминта и описторхоз у домашних и диких плотоядных животных. В Воронежском заповеднике отмечен описторхоз у речных бобров. Предполагается, что не питающиеся рыбой бобры могут случайно вместе с растительным кормом заглатывать метацеркариев описторхисов, попавших в воду из погибших и разложившихся инвазированных карповых рыб.

В настоящее время установлены очаги описторхоза в бассейне реки Урал, где в районе Магнитогорска, Верхнеуральского и Магнитогорского водохранилищ и реки Гумбейки ежегодно регистрируется описторхоз у местных жителей; поражены кошки и из дополнительных хозяев гельминта - язи.

Доказано наличие обширных очагов описторхоза в Казахстане, причем во многих из них циркуляция возбудителя осуществляется за счет диких животных, заражение же людей происходит при попадании их в очаг. Основные очаги описторхоза в Казахстане расположены по малым, полупересыхающим рекам: Шидерты, на территории Павлодарской и Карагандинской Областей; Селеты, на территории Павлодарской области; Нура, в пределах Карагандинской и Целиноградской областей; Сары-Су, в пределах Джезказганской области; Иргиз, Тургай и многочисленным притокам этих рек и озерам на территории Актюбинской и Тургайской областей и, наконец, по рекам Темир и Уил в пределах Актюбинской области.

Долгое время оставался спорным вопрос о существовании очагов описторхоза на севере Тюменской области, по рекам Пур, Таз, Надым. Сейчас доказано, что местного описторхоза там нет. Попытки найти промежуточных хозяев гельминтов ! оказались безрезультатными.

Долгое время оставался дискуссионным вопрос о совпадении нозоареала описторхоза и ареала промежуточного хозяина. Высказывались даже предположения о необходимости пересмотра вывода Фогеля о промежуточном хозяине описторхисов. Лишь впоследствии было показано принципиальное соответствие нозоареала описторхоза и ареала моллюсков Bithynia inflata (Nils) основного промежуточного хозяина О. felineus практически на всей территории РФ. До сих пор не все ясно относительно южной и юго-восточной границы ареала В. inflata, однако твердо установлено, что существование очагов описторхоза в Казахстане связано именно с моллюсками этого вида.

До 1970 г. существовали различия в трактовке границ основных эндемичных по описторхозу территорий, а опубликованные в этот период нозокарты не содержали информации о структуре очагов, демонстрируя лишь их контуры или отдельные точки обнаружения заболевания. Между тем в пределах нозоареала описторхоза уровень инвазированности дефинитивных, промежуточных и дополнительных хозяев далеко не одинаков и дифференцировать очаги по уровню эндемии совершенно обязательно. В 1971-1974 гг. была создана первая подробная карта-схема распространения описторхоза в СССР, составленная по фактическим данным.

Сейчас является очевидным, что описторхоз на территории нашей страны распространен значительно шире, чем об этом предполагали еще сравнительно недавно. Массовое изучение инвазированности людей, домашних и диких плотоядных млекопитающих, а также природных предпосылок существования очагов позволило установить, что крупнейшие эндемичные территории, ранее считавшиеся обособленными, тесно примыкают друг к другу и, практически соприкасаясь, образуют единый пояс заболевания.

Вопросы очаговости при описторхозе остаются одними из центральных в изучении проблемы в целом. В пространственном выражении элементарная структурная единица очага (соответствует ларвальной эндопопуляции по В. А. Ромашову) - участок эндемичной территории, на котором присутствует и реализуется риск заражения дополнительного хозяина. Параметры ее в основном определяются зоной рассеивания инвазионного материала от источника инвазии. Очаг же описторхоза в целом (в пространственном выражении) - это территория (часть эндемичной территории), на которой реализуется риск заражения дефинитивного хозяина. Пространственная протяженность очага в основном, по-видимому, определяется зоной миграции дополнительного хозяина. Очаги описторхоза пространственно взаимосвязаны и, как правило, их трудно бывает обособить (иногда обособление наблюдается в средневерхнем течении крупных притоков); взаимосвязанная совокупность очагов («лента» инвазии) может иметь большую протяженность (в сотни километров).

Особого внимания заслуживают потенциальные очаги описторхоза человека. Во многих районах, вдоль русел рек: Воронеж, Усмань, Днестр, Южный Буг, Кубань, Северная Двина, Вятка, малых рек Казахстана - существуют природные предпосылки для формирования стойких очагов заболевания, однако человек не всегда участвует в круговороте инвазии, либо из-за отсутствия привычки употреблять в пищу необеззараженную рыбу, либо из-за малой плотности населения. Тем не менее потенциальная опасность заражения человека в этих районах есть, о чем свидетельствуют случаи заражения, регистрируемые местными органами здравоохранения.

Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: