Эпидемиология и распространение эхинококкоза и альвеококкоза



Первым способом заражаются охотники за лисицами, волками, песцами и другими животными - носителями половозрелой ленточной формы альвеококкоза. При снятии шкурок у добытых на охоте животных альвеококковые яйца, прилипшие к меху, остаются на руках человека, разделывающего тушку, и потом могут попасть в рот. Таким же способом могут инвазироваться работники заготовительных организаций, имеющие дело со шкурами лисиц. При встряхивании шкуры в жилом помещении яйца могут попасть на предметы обихода и продукты питания, затем в рот и желудочно-кишечный тракт человека. В семьях охотников-промысловиков чаще заболевают альвеококкозом мужчины, которые, как правило, сами занимаются отловом пушных зверей и съемкой с них шкурок, в то время как в семьях охотников-любителей и оленеводов альвеококкозом чаще поражаются женщины, принимающие активное участие в съемке и обработке шкурок.

Второй способ заражения непосредственно связан с инвазированными альвеококкозом собаками.

Третий способ инвазии - заражение человека при употреблении в пищу сырых ягод, загрязненных экскрементами инвазированных лисиц, собак, а также при употреблении для питья воды из непроточных водоемов, снега и льда, загрязненных экскрементами этих же животных.

Ягоды, например, клюква, могут транспортироваться для продажи на большие расстояния и вести к заражению жителей городов, к этому же может вести и вывоз из очагов зараженных собак.

При анализе распространения эхинококкоза и альвеококкоза Е. С. Лейкина и В. И. Зорихина указывают на то, что трудно судить о степени пораженности населения этими гельминтозами по данным лечебных учреждений. Более объективные сведения, с их точки зрения, можно получить при широком иммунологическом обследовании населения.

При иммунологическом обследовании людей ряда областей СССР эти авторы получили положительные реакции на эхинококкозы (при иммунологических реакциях пока однокамерный и альвеолярный эхинококкозы не различают). Сопоставление данных обследования и хозяйственной деятельности населения позволило установить, что наибольшему риску заражения подвергаются лица, тесно контактирующие с собаками, профессиональные охотники и лица, занимающиеся разделкой шкур пушных зверей. Относительно высокие показатели иммунологических реакций выявлены также у сборщиков дикорастущих ягод.

Д. Е. Генис в овцеводческих районах зоны пустынь Казахстана обследовала людей с помощью реакции латекс-агглютинации с эхинококковым диагностикумом. Наиболее часто положительная реакция была у школьников, чабанов и домашних хозяек. При исследовании сыворотки крови охотников и членов их семей в ряде районов Казахской ССР, где имеются очаги альвеококкоза, у 5,9% лиц в возрасте 18-47 лет Б. Шайкенов выявил положительные реакции.

За последние годы иммунологические методы все шире используют для массового обследования на эхинококкозы населения, особенно в эндемичных очагах этих заболеваний.

По данным, приведенным А. И. Немировской, при иммунологическом обследовании более тысячи жителей Вилюйского района Якутской АССР положительные реакции получены в 6,1% случаев, а среди охотников и лиц, разделывающих пушнину, они достигали 8,2%. В Чукотском автономном округе положительные реакции наблюдались в среднем у 5,3% населения, а среди охотников и рабочих меховых мастерских в 17,9%, среди оленеводов в 10%. В Корякском округе комплексному плановому обследованию в 1974-1977 гг. подвернуто 13 414 человек, относящихся к наиболее подверженным заражению контингентам. Среди них процент выявленных больных колебался от 2,3 до 4,3%. В Алтайском крае среди двух с лишним тысяч обследованных положительные серологические реакции были у 5,4%, в отдельных районах Амурской области- у 3%, а в Зейском районе - у 8,1%.

Очень высокий процент положительно реагирующих установлен при помощи реакции Казони среди местных жителей северо-западной территории Канады. В районе Юкон выявлено с положительной реакцией 42% индейцев и 23;% эскимосов. На о. Св. Лаврентия реакция связывания комплемента была положительной у 15% эскимосов, однако только у 2% из них наблюдали клинически выраженную картину заболевания. Положительная реакция была также у 10% лиц военного персонала, жившего на острове более года.

Высокий процент положительно реагирующих на эхинококковый антиген указывает на то, что в отдельных местностях эхинококкозы представляют исключительную угрозу для здоровья населения, в то же время, видимо, не у всех лиц с положительной реакцией наблюдается заболевание эхинококкозом или альвеококкозом.

До недавнего времени считали, что альвеолярный эхинококкоз, вызываемый Е. multilocularis, встречается в Центральной И Южной Америке. По-видимому, альвеококкоз человека вызывается там другими возбудителями, а именно Е. oligarthrus и Е. vogelis. Окончательным хозяином Е. oligarthrus являются дикая кошка ягуарунди и пума, а промежуточными - агути, пака и щетинистая крыса. У Е. vogeli окончательным хозяином служит кустарниковая собака, а промежуточными хозяевами считаются агути и пака. Экспериментально доказано, что этими цестодами заражается собака, а их личиночная стадия развивается у лабораторных грызунов.

Как видно из приведенных выше данных, эхинококкозы еще весьма широко распространены на земном шаре. Они вызывают тяжелые заболевания людей, требующие оперативного вмешательства, которое бывает не всегда успешным, особенно в запущенных случаях альвеолярного эхинококкоза. Кроме того, гидатидный эхинококкоз наносит большой материальный ущерб животноводству.

Убытки, приносимые эхинококкозом, складываются из утилизации пораженных эхинококкозом органов забитых животных, потери продуктивности больного скота и задержки роста его молодняка, а также расходов на борьбу с этим заболеванием.
А. В. Степанов приводит данные ряда авторов об экономическом ущербе, наносимом эхинококкозом в некоторых странах. Так, на Кипре от утилизации внутренних органов пораженных эхинококкозом в 1971 г. убытки составили 30 тыс. фунтов стерлингов. В Италии от зараженных эхинококкозом животных теряется 2,5% мяса, а зараженные коровы ежегодно не додают по 100 л молока. В Болгарии специально проведенные исследования показали, что у зараженных животных выход мяса на 16%, молока на 70%, шерсти на 40% ниже по сравнению со здоровыми. Новорожденные ягнята от инвазированных овец весят на 25% меньше по сравнению с приплодом, полученным от здоровых.

Ежегодные убытки от эхинококкоза в Испании оцениваются в 33 тыс. долларов, на Кипре - более чем в 33 тыс., в Италии - около 18,5 долларов на голову крупного рогатого скота, более 4,6 долларов на каждую овцу или козу и более 1 доллара на свинью.

В Великобритании в 1972 г. на 62 комбинатах страны убытки составили 72 тыс. долларов. В Иране потери составляют 152- 292 млн. долларов ежегодно; в Ливане - около 222,5 тыс., в ЮАР - около 28 тыс., в Уругвае - около 975 тыс., в Новой Зеландии - около 3 млн. долларов.
Страница 5 - 5 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: