Динамика психических расстройств у детей


По данным экспериментальной психологии развития и учения о поведении, первые проявления психики у новорожденного характеризуются реакциями удовольствия и неудовольствия. Вскоре эти реакции подвергаются известной структурной дифференциации. Страх, ярость, отвращение или, наоборот, положительное отношение к тем или иным внешним раздражениям являются, по-видимому, первыми эмоциональными переживаниями грудного младенца, какие можно выявить с точки зрения психологии поведения.

Связывание определенных чувств с определенными соматическими процессами, переживаниями или воспитательными мероприятиями придает последним тот или иной специфический эмоциональный тон. При этом, видимо, аффект тревоги или страха играет особенно существенную роль в возникновении невротических реакций. Особенно сильны у ребенка эмоциональные ассоциации: они могут фиксироваться надолго или даже навсегда на определенных провоцирующих факторах, причем в поле их притяжения подчас могут оказаться вовлеченными и те побочные обстоятельства, которые сопутствовали первому акту провоцирования. Эти условные аффекты (аналогичные условным рефлексам И. П. Павлова), которые Ватсон вызывал у ребенка и экспериментально, представляют собой вполне естественные и притом целесообразные эмоциональные реакции, обладающие тенденцией к расширению или к усилению.

Вследствие своей приспособленности к данной ситуации и своей силы они могут налагать отпечаток на все поведение ребенка, а также вызывать нарушения соматических функций. Так именно и понимают динамизм детских неврозов Запперт и Хомбургер, говоря о привычных или этизматических неврозах: "склонность усваивать привычки... вырабатывать в себе этизмы зависит от большей или меньшей склонности образовывать условные рефлексы".

В явлении вытеснения психоанализ усматривает важный для понимания неврозов аффективно-динамический механизм. Условия провоцирования и первично связанные с аффектом тревога прежние представления и импульсы могут быть вытеснены из сознания ребенка, иногда настолько, что восстановить их не так уж просто. Несмотря на это, вытесненный аффект может сохранять свою динамически напряженную" действенность. Сопряженные с чувством тревоги представления, действия и импульсы могут подвергаться стойкой задержке.

Применительно к различным областям переживаний и импульсов ребенка и в соответствии с упоминавшейся выше периодизацией эмоционального развития Дурссен различает задержки орально-хватательную; ретентивную, агрессивную, сексуальную и интенционную. С такой точки зрения неврозы представляют собой в основном ложно направленные развития влечений. Форма невротического реагирования определяется, по теории психоанализа, в первую очередь тем моментом, когда были вызваны вредным фактором тревога и задержка (так, например, энурез позволяет заключить о воспитании в духе преувеличенной чистоплотности).

Еще по теме:
Расстройства в развитии речи
Истерия у ребенка
Врожденные уродства
Нозология психозов
Лечение психических расстройств
Однако на практике встречается слишком уж много исключений из этого правила. Мнение, будто детские неврозы определяются исключительно (или хотя бы преимущественно) личными переживаниями, не учитывает многообразной обусловленности психогенных способов реакций. Здесь легко проглядеть конституциональные факторы в виде, например, впечатлительности, повышенной склонности к задержке переживаний, особенно живого реагирования на раздражения и других предрасполагающих моментов как психического, так и неврологического порядка. Согласно исследованиям Адлера и его школы, симптоматика невротического расстройства определяется анатомическими или функциональными органическими дефектами, которые стоят за конституционально-диспозиционными факторами.

Индивидуальная психология выдвинула еще один важный динамический фактор детских неврозов, а именно комплекс неполноценности, который возникает из переживания собственных соматических и психических недочетов и для подавления которого вступает в действие стремление к гиперкомпенсации. Немало случаев асоциального поведения детей и подростков являются результатами таких именно неврозов самооценки. Кречмер указал, что истерические реакции филогенетически восходят к преформированным реактивным образцам: рефлексу мнимой смерти и двигательной буре Мы наблюдаем их у детей в явлениях аффективного ступора и психогенных параличей, в состояниях астазии-абазии, тугоухости, слепоте и мутизме, с одной стороны, и в бурных аффективных кризах, приступах пориомании, драматических припадках и "большой хорее" - с другой. Сосание большого пальца, кусание ногтей и онанизм часто можно истолковать аналогичным образом.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Герман Штутт

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: