Профилактика и лечение нагноений послеоперационных ран у урологических больных


Одной из актуальных проблем в хирургии и урологии является предупреждение нагноений ран в послеоперационном периоде. Тем более что расширился круг хирургических вмешательств, увеличился рост антибиотико-резистентных штаммов микроорганизмов и вследствие этого увеличилось число инфекционно-воспалительных осложнений у больных в послеоперационном периоде. Особую актуальность эта проблема приобрела в урологических клиниках, где большинство операций выполняется с вскрытием инфицированных мочевых путей.

В связи с увеличением госпитальной инфекции выявились существенные недостатки общепринятых методов закрытия послеоперационных ран марлевыми повязками. Поэтому мы обратили внимание на одно из производных целлюлозы - монокарбоксил-целлюлозу (МКЦ), которая не вызывает воспалительной реакции тканей. В ее молекулу можно вводить антибиотики и другие противомикробные препараты, действие которых продолжается до 8 суток.

МКЦ мы назначали в чистом виде, в комбинации с тетраолеаном и канамицином в дозе от 150 тыс. до 3 млн. ЕД. на салфетке размером 25x7 см, а также на порошковой целлюлозе с антибиотиками и ферментами (трипсином). Повязки и наклейки с МКЦ накладывали на чистые раны, а тампоны с МКЦ и ее порошки использовали для лечения нагноившихся ран.

Мы наблюдали 392 больных, которых лечили описанными выше средствами, предварительно разделив их в соответствии с действием факторов риска на три группы: 1-я группа - 135 больных (нефроптозом, варикоцеле, крипторхизмом) с чистыми ранами - при посеве мочи микрофлора не обнаружена; 2-я группа - 243 больных (аденомой простаты, мочекаменной болезнью) с потенциально зараженными ранами - у 65,8% больных моча была инфицирована; 3-я группа - 14 больных (острым пиелонефритом) с инфицированными ранами - микрофлора мочи выявлена у всех больных.

Патогенный и непатогенный стафилококки обнаружены в 44,6% случаев, кишечная палочка - в 28,3%, протей - в 12,4% и другие микроорганизмы - в 14,7%, нечувствительные к основным антибиотикам, применяемым в клинике. Факт обнаружения микрофлоры в ране не свидетельствует о ее нагноении. Однако для пожилых больных это явление приобретает особое значение.

У 255 больных (65,05%) после операции раны были инфицированы, из них высевались: патогенный и непатогенный стафилококки (43,1%), кишечная палочка (25,1%), протей (17,4%), синегнойная палочка (6,5%) и другие микроорганизмы (7,9%). У 174 больных микрофлора мочи и ран была идентичной, а у 81 рана была инфицирована во время операции микрофлорой, не идентичной микрофлоре мочи.

Исходя из возможности инфицирования ран во время операции, мы изучили действие чистой МКЦ и модифицированной антибиотиками на микрофлору в послеоперационном периоде. 135 больных первой группы были разделены на три подгруппы.

57 больным первой (контрольной) подгруппы послеоперационные раны закрывали обычными марлевыми салфетками, 36 больным второй подгруппы - повязками с чистой МКЦ и 42 больным третьей подгруппы - повязками с МКЦ и мономицином. Осложнения оценивали по классификации Л. И. Артишевского. Мы относили их к легким, если раневой экссудат выделялся по шву; к осложнениям средней тяжести, если отмечались частичное расхождение краев раны и инфильтраты; и к тяжелым, если диагностировались полное расхождение краев операционной раны или лигатурные свищи.
 
Из больных 1-й подгруппы раны сразу после операции были инфицированы у 18 (31,5%). Через 1-2-е сутки из области операционного разреза высеяны различные микроорганизмы у всех 57 больных. На 5-7-е сутки раны нагноились у 8.

Из больных 2-й подгруппы раны после операции были инфицированы у 11 (30,5%). У 22 раны оказались стерильными спустя 4-5 суток, в дальнейшем высевалась различная микрофлора. У 3 отмечено легкое нагноение ран.

Из больных 3-й подгруппы после операции микрофлора высеяна у 13 (30,9%). После первой перевязки только у 3 из них высевалась грамотрицательная палочка, после второй перевязки микрофлора не обнаруживалась, все раны были стерильными до снятия швов. Все раны зажили первичным натяжением.

Если повышался риск нагноения раны, (вскрывались инфицированные мочевые пути), мы назначали МКЦ с антибиотиками.

Все 257 больных второй и третьей групп были разделены на 2 группы в зависимости от применяемого перевязочного материала.

Из 59 больных, которым накладывались традиционные марлевые повязки, легкое нагноение определено у 13, средней тяжести - у 11 и тяжелые - у 4 больных. У всех 28 больных с осложнениями (47,5%) из ран выделена патогенная микрофлора: синегнойная палочка, протей, стафилококк и их ассоциации.

Из 198 больных, которым назначалась МКЦ с антибиотиками, только у 18 (9,1%) в послеоперационном периоде раны были инфицированы микрофлорой, идентичной с микрофлорой мочи. У 180 больных раны оставались стерильными до 8-10-го дня и зажили первичным натяжением.

Следовательно, МКЦ, модифицированная антибиотиками широкого спектра действия, обладает бактерицидными свойствами. Ее можно назначать больным с инфицированными послеоперационными ранами, оставляя в ране до 5-6 суток. При рассасывании МКЦ постепенно выделяется антибиотик, который подавляет рост патогенной микрофлоры. В результате инфицирования ран в послеоперационном периоде с 65,05% снижается до 7,68%, а их нагноение с 31,03% уменьшается до 3,26% по сравнению с инфицированием и нагноением ран у больных, которым накладывались только, марлевые повязки.

Мы изучили также эффективность применения МКЦ в комбинации с антибиотиками для лечения у 186 больных гнойных ран, зараженных синегнойной палочкой (36,6%), стафилококком (26,3%), протеем (15,3%), кишечной палочкой (8,7%) и смешанной флорой (12,9%).

72 больных контрольной группы лечили общепринятыми методами. При бактериологических исследованиях установлено, что инфекция в ране поддерживалась до ее заживления. Рубцевание ран начиналось на 17-19-е сутки. У 19 больных на 7-8-е сутки после обработки ран и иссечения краев наложены вторичные швы. Лечение продолжалось 21,5±0,45 дня.

Гнойные раны у больных второй группы (114 больных с нагноениями средней тяжести и тяжелыми) лечили порошком МКЦ (содержащим 20,4% карбоксильных групп) с антибиотиками и ферментами. Больные этой группы разделены на две подгруппы.

У 73 больных 1-й подгруппы раны обрабатывали МКЦ с антибиотиком, а у 41 больного - МКЦ с антибиотиком и трипсином. На 2-3-й день некротические ткани отторгались или их иссекали. У 49 больных (67,1%) раны после 3-4-кратной обработки оказались стерильными. У 24 больных с дренажами в ране инфекция поддерживалась до закрытия свищей. Однако рост микрофлоры был ослаблен.

У 41 больного 2-й подгруппы раны обработаны МКЦ с канамицином и трипсином (в 1 г МКЦ содержалось 50 тыс. ЕД антибиотика и 50 мг фермента). После такой 2-3-кратной обработки у 36 больных (87,8%) раны стали стерильными. В результате в 2-2,5 раза сократилась стадия воспаления, ускорился рост грануляций, и вторичные швы накладывались в стерильных условиях. Длительность лечения сократилась в 1,45 раза.

У 74,5% больных второй группы раны зажили в стерильных условиях. Благодаря этому представилась возможность 20,2% больным наложить вторичные швы и сократить время заживления в 1,4 раза.

Раны, которые закрывались марлевыми повязками, инфицировались после одной-двух перевязок, и их приходилось постоянно обрабатывать антисептиками, а раны, закрытые повязками с МКЦ, оставались стерильными до снятия швов.

Таким образом, при лечении гнойных ран МКЦ, модифицированной антибиотиками и ферментами, которое дополнялось ранним наложением вторичных швов, значительно сокращается время лечения больных и уменьшается расход перевязочного материала.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  А. А. Гресь

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: