Условия, побуждающие детей трех лет к познавательной активности


Условия, побуждающие детей трех лет к познавательной активности Малыши в целом освоили ближайшее, непосредственное окружение, и интерес к нему постепенно угасает. Это никак не способствует развитию у них познавательной активности. Даже наоборот - вызывает ее снижение. Чтобы поддержать познавательную активность на должном высоком уровне, необходимо наполнить жизнь трехлетнего ребенка различными новыми предметами, объектами, явлениями и событиями, которые бы будили его мысль, давали пищу для размышлений. Для этого достаточно просто увеличить «территорию познания» ребенка, вывести его за пределы группы, участка.

К числу условий, которые могут обеспечить обозначенные выше требования, можно отнести следующие:

1. Прогулки по прилегающим к детскому саду местам.

2. Наблюдения за окружающими объектами и явлениями.

3. Экскурсии по детскому саду и за его пределами.


Прогулки с детьми по окрестностям

Данный вид прогулок является одной из разновидностей обычных, традиционных для детского сада прогулок. Их отличает лишь то, что все возможные детские игры, развлечения и занятия на воздухе переносятся с группового участка в совершенно другое место, обычно расположенное за пределами территории детского сада.

Прогулки по окрестностям не требуют, чтобы детей готовили специально. Достаточно предложить малышам погулять и поиграть в другом месте, и они с восторгом согласятся.

Места первых прогулок педагог определяет сам. В последующем, когда количество прогулок возрастает до трех-четырех и более, место прогулки определяется накануне по желанию большинства детей группы в результате совместного с педагогом обсуждения. Можно установить определенную очередность мест посещения. Например, сегодня мы идем гулять во двор Петиного дома. А в следующий раз - во двор к Марине. Причем в этом случае появляется возможность активизировать речь детей через их рассказы о «достопримечательностях» своих дворов или других предлагаемых им мест.

При выборе места для прогулки педагогу необходимо придерживаться следующих правил:

- прежде чем вести куда-то детей, обязательно побывайте там предварительно сами. Убедитесь, что это место и путь к нему безопасны для детей. Подумайте, чем дети могут заняться, во что поиграть, что рассмотреть;

- обратите внимание на расстояние от детского сада до места прогулки. Если на нем расположено различное игровое оборудование, то расстояние должно быть таким, чтобы дети успели дойти, наиграться от души и спокойно вернуться обратно. Если это пешая прогулка по ближайшим окрестностям, то, определяя ее длительность и маршрут, учитывайте физические возможности всех ваших малышей. Желательно предусмотреть 1-2 остановки на пути следования, чтобы дети могли расслабиться, посидеть на скамейках, рассмотреть что-то, чем-то заняться (листья, шишки, камешки, снег и т. п.).

ПОМНИТЕ, разочарование от нереализованных желаний (поиграть или др.) и усталость могут привести к отказу детей от прогулок по окрестностям. Это отрицательно скажется на развитии их познавательных потребностей и интересов.

Выбор места для прогулки зависит от особенностей края и местоположения детского учреждения. Можно погулять с малышами в ближайшем парке, сквере, лесу, роще, на лугу; пройти по берегу моря, речки или ручья и просто заглянуть на соседние дворы, спортивные площадки.

Прогулки по окрестностям проводятся не реже одного раза в неделю.


Наблюдения детей за окружающим миром

Дети трех лет, так же как и в два года, наблюдают за объектами и явлениями своего непосредственного окружения, привлекающими их внимание. Это в значительной мере способствует обогащению представлений детей о нашем мире.

Наблюдения могут проходить:

- как простое рассматривание чего-либо (листья, снегопад,: птицы, бабочка на цветке и т. п.);

- как непосредственное манипулирование с чем-либо (поймал малыш снежинку на рукавичку - она не тает, а на теплой ладошке - раз и нет ее; потер камешки друг о друга - пахнут, ударил посильнее - искорки блестят и пр.).

Динамичный, постоянно изменяющийся мир входит в жизнь маленького человека огромным количеством самых разнообразных, отличных друг от друга объектов, явлений, событий. Неустойчивое внимание трехлетних детей сосредоточивается лишь на немногих из них: ярких, звонких, значимых для ребенка вещах. Но в нашей жизни есть такие моменты, удивительные встречи, которые одинаково привлекательны и приятны и большим, и маленьким. Однако трехлетний малыш не в состоянии выделить их в калейдоскопе событий, и поэтому очень много интересного и прекрасного пройдет мимо него. Но это не случится, если рядом с детьми находится чуткий, внимательный, тактичный педагог, который умеет привлечь внимание малышей даже к неброским предметам и явлениям.

Привлечь внимание трехлетних детей можно следующими способами.

Во-первых, через искренний, эмоциональный отзыв о наблюдаемом, высказанный взрослым в присутствии детей. Например, воспитатель:

- искренне любуется морозными узорами на окнах: «Что за чудо эти бело-прозрачные узоры на стекле! Я могу любоваться ими часами, отгадывая, что здесь нарисовано. Вот эти завитки похожи на гребни морских волн; а вот это, наверное, цветок из сада Снежной королевы. Что же еще нарисовал мороз-художник?»;

- удивляется окраске пробегающей мимо кошки: «Смотрите! Смотрите! Какая необычная шерсть у этой кошки. Никогда раньше такой не видела»;

- смеется, наблюдая, как щенок играет со своей хозяйкой: «Какой забавный малыш! Лохматый, уши висят... Чудо, а не щенок! Как хочется маленькому поиграть. Ага, появилась палочка. Что-то сейчас будет!» И т. п.

Эмоциональное обращение педагога к детям не должно быть многословным. И, конечно, никогда не следует рассчитывать, что оно в одинаковой степени взволнует и заинтересует всех. Но если кто-то из малышей остался рядом с воспитателем, заинтересовался теми же объектами, значит, слова взрослого не оставили ребенка равнодушным, взволновали его и заставили открыть для себя еще одну, пусть крошечную, частичку нашего мира.

Во-вторых, прекрасным способом привлечения внимания детей к различным объектам и явлениям окружающей действительности являются импровизированные взрослым маленькие познавательные сказки о наблюдаемом. Трех-четырехлетние дети очень любят сказки и с удовольствием принимают предложение педагога послушать одну из них. Познавательные сказки рассказываются непосредственно во время наблюдения на прогулках или в группе. В сказочной форме в них передается некоторая информация, вносятся разъяснения по поводу наблюдаемых объектов, явлений. И дети с большим желанием слушают, легко усваивая новые знания об окружающем, вплетенные в контекст сказок, придуманных воспитателем.

ПОМНИТЕ, что, вызвав у детей интерес, обратив внимание ребенка на что-либо, нужно затем оставить его в покое. Дайте малышам время самостоятельно рассмотреть, разобраться в наблюдаемом явлении или" предмете. Не задавайте детям вопросов после наблюдений. Они унифицируют полученные малышами впечатления. Пусть в душе и сознании каждого отложится что-то свое, личное. Никогда не добивайтесь обязательного присутствия всех детей группы в момент наблюдений.

Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Шишкина

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: