Условия, побуждающие детей трех лет к познавательной активности


Условия, побуждающие детей трех лет к познавательной активности
Экскурсии с детьми

Экскурсии - особый способ накопления представлений и впечатлений о мире, который полностью соответствует познавательным потребностям и возможностям ребенка трех-четырех лет.

В отличие от прогулок по окрестностям экскурсии более целенаправленны. Вы не ведете детей вообще гулять, а четко определяете конкретную цель маршрута: посмотреть работу повара или медицинской сестры, строительство нового дома или реставрацию исторических памятников и т. п. Обычно экскурсии достаточно емки по своему содержанию. Например, в процессе экскурсии на стройку можно одновременно наблюдать несколько объектов: работу каменщика, подъемного крана, бетономешалки, разгрузку машин и т. п.

Из этого разнообразия и многообразия каждый ребенок выбирает и наблюдает то, что привлекло его внимание, произвело неизгладимое впечатление. Благодаря этому в сознании каждого малыша идет интенсивный процесс накопления представлений об. окружающем мире. И любое неосторожное, непродуманное ..вмешательство взрослых в этот процесс затормаживает его или останавливает вовсе.

Как же следует проводить экскурсии с детьми трех-четырех лет?

1. Начинать любую экскурсию необходимо с небольшого предваряющего рассказа. Цель данного рассказа - вызвать интерес детей к определенному объекту, явлению, желание пойти и увидеть его, понаблюдать. В предваряющем рассказе педагог называет предполагаемое место посещения и эмоционально, в слегка интригующей форме, сообщает о нем 1-2 занимательных факта. В конце рассказа педагог предлагает детям посетить это место и увидеть все своими глазами.

2. Получив согласие детей, воспитатель приводит их в определенное место и оставляет в покое. Значимость этой своеобразной паузы, которая длится 5-7 мин, заключается в том, что ребенку необходимо дать время на то, чтобы он осмотрелся на месте, определился в своих интересах и по возможности «изучил» привлекающие внимание предметы, явления. Только тогда происходит активизация познавательных процессов ребенка. Педагог в это время внимательно наблюдает за своими воспитанниками, отмечая про себя объекты, моменты, которые их заинтересовали. Объяснять и отвечать на вопросы следует индивидуально, лишь тем детям, которые обратились к педагогу по их собственной инициативе.

3. Если в процессе своего наблюдения за детьми педагог отметил, что кто-то не может сосредоточиться на чем-то определенном, следует привлечь внимание малыша специальными приемами:

- высказывание детям личного мнения, впечатления о чем-либо («А мне понравился вот этот Цветок»; «Мне стало интересно, что М. И. делает вот этим предметом» и т. п.);

- сюрпризный момент, вручение сувениров, подарков («А сейчас я всех угощу витаминами (яблоки или др.)»; «Хотите, я подарю вам книгу?»; «А сейчас я буду делать пирожки только для вас»);

- привлечение детей к труду (помощи) взрослому («Нина Ивановна не успевает приготовить обед. Кто ей поможет наломать макароны?»).

4. Дети возвращаются к себе в группу. Спустя некоторое время с ними можно поговорить об увиденном. Беседу проводят только те взрослые, которые не были на экскурсии. Иначе теряется смысл этого разговора («Сам там был, что же спрашиваешь?»), резко падает речевая активность детей, пропадает их желание общаться со взрослым. Беседы должны проходить в живой, эмоциональной, непринужденной форме. Толчком к началу беседы могут быть:

- принесенные с экскурсии предметы (сменный воспитатель: «Пришла я сегодня на работу и вижу - стоит на полочке игрушечный конь, да такой необычный. Еще вчера его здесь не было. Вы не знаете, как он здесь появился?»; помощник воспитателя: «Вот и ребятки наши идут. А что это вы с собой несете? Кто вас угостил?»);

- удивление взрослого по поводу какого-либо события, явления (помощник воспитателя: «Сегодня обед особенно вкусный, да как быстро приготовлен! Кто-то, наверное, помогал сегодня Вере Петровне. Вы не знаете, кто?»; сменный воспитатель: «А почему у вас у всех пальчики в зеленке? Они у вас заболели? Нет? Кто же их вам помазал?»).

Беседа проводится только с теми детьми, которые сами изъявили желание общаться со взрослым.

Особое внимание следует обращать на экскурсии, где внимание детей привлекается к отдельным службам детского учреждения, к труду сотрудников (повар, няня, медицинская сестра, дворник, работник по эксплуатации здания и др.). В процессе этих экскурсий дети не только обогащаются новыми впечатлениями, они получают прекрасную возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной специальности. Ребенка трех-четырех лет очень интересует профессионализм, с которым взрослый осуществляет свои трудовые действия. Показывать детям младшего дошкольного возраста можно только одно трудовое действие в процессе одного наблюдения, а вот включать это действие может 3-4 последовательных операции (чтобы получились котлеты, надо порубить мясо в мясорубке, сформировать их и затем пожарить). Демонстрируя трехлетним детям трудовые действия, взрослый должен производить их подчеркнуто выразительно и привлекательно. Необходимо комментировать каждую операцию. А вот вступать в диалог с помощником повара или еще с кем-то не следует. Ребенок, находясь во власти профессиональных действий, пока не интересуется отношенческим аспектом социальной роли взрослого.

Полученные в процессе экскурсий представления о профессиональных занятиях людей разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Подобные экскурсии требуют активного участия других взрослых - методиста, повара, медицинской сестры и пр., а значит, необходимо предварительно договариваться с ними, какие профессиональные действия будут показаны и как.

В течение года педагог может посещать с детьми самые различные места: улицы города, кухню, медицинский кабинет, прачечную, мастерские детского сада. Если в вашем детском саду имеются интересные места, например общий живой уголок, зимний сад, обязательно сводите туда детей. Воспитатели - народ творческий, большинство из них имеют интересные увлечения - шьют, вяжут, вышивают, мастерят по дереву, из бумаги. Встречи с такими людьми (в свободное от их основной работы время) будут интересны и полезны вашим детям.

ИТАК, мы рассмотрели различные аспекты жизни младших дошкольников. Главная особенность этих аспектов заключается в том, что они предоставляют трехлетнему ребенку благоприятные условия для развития, расширения кругозора, накопления новых представлений и впечатлений об окружающем мире. Создать эти условия обязан педагог группы, правильно организуя и проводя мероприятия, описанные выше. А дети вправе сами определять, во-первых, степень своего участия в этих мероприятиях, и, во-вторых, что и как они будут наблюдать, рассматривать.

Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Шишкина

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: