По высказыванию видного физиолога академика Л. А. Орбели, под влиянием физических упражнении происходит «тренировка тренируемости». Это необычное сочетание слов выражает важную мысль - живому организму присуща особая способность: под влиянием физических упражнений переходить на новый, более высокий уровень физической подготовленности.

Тренировку рассматривают как единство физической, технико-тактической и морально-волевой подготовки. Не принижая значения последних двух сторон подготовки, мы, применительно к оздоровительному бегу, сделаем акцент на физической подготовке.
Рассмотрим все по порядку. Как уже отмечалось, важным источником энергии является гликоген. В 1927 г. впервые было установлено, что под влиянием тренировки в мышцах увеличивается содержание гликогена. Это позволяет мышцам быть более независимыми от углеводов, транспортируемых кровью. Причем подобное увеличение носит избирательный характер, т. е. происходит в основном в тех мышцах, на которые падает наибольшая нагрузка. Например, у бегунов весьма существенные изменения гликогена отмечаются в четырехглавой мышце бедра и икроножной. Наряду с этим углеводы увеличиваются и в своем основном «запаснике» - печени. Так, у тренированных животных содержание гликогена в печени на 50% выше, чем у нетренированных.
Повышение функциональных возможностей под влиянием спортивной тренировки можно проследить на примере сердечно-сосудистой системы. Нередко помимо регистрации предельной частоты пульса определяют диапазон усиления частоты сердечных сокращений. Под этим понимают разницу между частотой пульса в покое и при предельном усилении сердечной деятельности. Тренировка уменьшает частоту сердечных сокращений в покое и одновременно несколько увеличивает предельный уровень сердцебиений. В итоге возрастает разница, которая языком цифр и свидетельствует о повышении функциональных возможностей сердечной мышцы. Научно доказано, что регулярные тренировки могут помочь в терапии хронических заболеваний, находящихся в стадии легкой ремиссии. Некоторые медики говорят, что активный тренировочный процесс может быть полезен при лечении геморроя и язвы желудка.
Как уже отмечалось, зеркалом содружественной деятельности кровообращения и дыхания может быть максимальное потребление кислорода. И если под влиянием тренировки эти функции претерпевают существенные изменения, то и их «зеркало» должно отражать соответствующие сдвиги. Так оно и есть в действительности: в большинстве случаев тренировки обеспечивают рост МПК. Но строгие научные факты свидетельствуют, что не всегда наблюдается прямолинейная зависимость между ростом спортивных результатов и максимальным потреблением кислорода. В чем же здесь дело? Ответ на этот вопрос следует, по-видимому, искать в экономизации энергетических ресурсов организма.
Эффект экономизации обычно связывают с действием двух факторов. Первый можно охарактеризовать как биомеханический. В ходе систематических физических упражнений происходит устранение излишнего напряжения мышц, выбор оптимального соотношения между отдельными элементами движений (например, между частотой и длиной шага), лучше используются упругие силы мышц и т. д., словом, совершенствуется техническое мастерство. Внешне это проявляется в свободе, легкости, раскрепощенности движений. «Всеми моими успехами, - говорит чемпион в беге на 1500 м Р. Деланого, - я обязан Лынди, своему тренеру. Самое главное, Лынди показал, как расслабляться во время бега. До этого я бегал очень закрепощенно».
Как выявить уровень экономизации? Для этого чаще всего оценивают энергетическую стоимость отдельных движений. В принципе, чем совершеннее техника движений, тем более экономно расходуется энергия. Напротив, при несовершенной технике движений, например при беге, на 1 м пути тратится заметно больше энергии.
Второй фактор - функциональная экономизация. Как уже указывалось, аэробный, дыхательный механизм образования энергии более выгоден, чем анаэробный. Следовательно, увеличение доли участия в работе аэробных процессов позволяет более рационально расходовать энергию. Поэтому повышение в процессе тренировки максимального потребления кислорода, а также способности удерживать на всем протяжении работы его высокий уровень, увеличивает резервы организма.
Известно, что основным звеном, ограничивающим максимально возможный уровень потребления кислорода, является сердечно-сосудистая система. Чем полнее сердце обеспечивает снабжение работающих мышц кровью, тем эффективнее осуществляется восстановление источников энергии. Напротив, при вынужденном ограничении движений (гипокинезия) сердце работает неэкономно, затрачивая на работу значительные усилия.
Не так давно ученые «ломали копья» по поводу того, какая раскладка сил, например при беге, является рациональной. Одни голосовали за переменную, другие отстаивали целесообразность равномерной раскладки сил. Строгий арбитр - опыт доказал большую эффективность равномерной работы по сравнению с переменной. Оказалось, что переменная работа с колебаниями темпа выше +3-5% является менее результативной по сравнению с равномерной.
Физиологический смысл этого понятен. Переменная работа характеризуется ускорениями, снижением темпа, что увеличивает долю менее эффективных анаэробных процессов. Например, равномерная работа обеспечивает лучшие условия удовлетворения кислородного запроса при беге.
Академик И. П. Павлов писал: «Я помню... когда впервые появились велосипеды, мы, товарищи-профессора, 5-6 человек, взялись за это увеселение... Через некоторое время, чуть не через полгода, всеми моими товарищами это увлечение было брошено на том основании, что оно оказало неблагоприятное действие на их сердечную деятельность. У меня же... этого никогда не случалось. Я взял строгую манеру никогда эту работу на велосипеде не пускать во всю, а непременно минуту-две-три разъезжаюсь. Причина простая. Ведь требуется мышечная работа. Но для нее ведь бог знает сколько должно начаться новых процессов: и новое дыхание, и новое сердцебиение, новая секреция и т. д. Нужно время на новую установку...»
Итак, речь идет о своеобразном состоянии организма, которое получило наименование врабатывания, т. е. постепенном усилении функций на начальном этапе работы.
Почему организм «тяжел на подъем»? Причина кроется в инертности нервных клеток, которые не могут быстро переключаться с одного уровня физиологической активности на другой. Ведь каждое наше более или менее сложное двигательное действие требует, чтобы в коре головного мозга сложилась система нервных процессов. Словом, необходима настройка большого и многообразного ансамбля процессов возбуждения и торможения. Образно выражаясь, чтобы он «заиграл», следует все его инструменты настроить на единый физиологический ритм. На это требуется время, оно и определяет продолжительность периода врабатывания организма.
Тренировка ускоряет процесс врабатывания. В результате мышцы быстрее приходят в состояние «боевой» готовности, функции дыхания и кровообращения усиливаются за меньшее время, а удовлетворение кислородного запроса в большей мере обеспечивается за счет более эффективных аэробных процессов.
Тренировка и восстановительные процессы - понятия тесно взаимосвязанные. Можно без преувеличения сказать, Что они - две стороны одной медали. Нередко, говоря о восстановительных процессах, имеют в виду лишь процессы, происходящие после окончания мышечной деятельности. Это не так: восстановительные процессы активизируются уже во время работы.
Тренировка является важным фактором усиления указанных процессов, что проявляется, например, в быстром восстановлении частоты сердцебиений, потреблении кислорода после физических упражнений.