Куда убегают дети?

Бегу туда, не знаю куда. Обращают на себя внимание побеги детей с нарушениями влечений: дети уходят из дому (и соответственно из детского учреждения) без всякой внятной цели, сидят на чердаках голодные, грязные, сами потом не могут объяснить, зачем и отчего убежали. Таких детей следует интенсивно лечить, и тогда все это постепенно проходит.

Детские психиатры США всегда уделяли большое внимание проблеме "бегунов", которых в стране очень много: одни бегут из-за дурного отношения родителей (или им кажется, что родители плохо относятся, хотя на самом деле этого нет), другие из-за жажды приключений и сенсорной жажды (помните Тома Бойера?), третьи из-за нежелания учиться и пр. Эту публику психиатры не рассматривают в качестве больных (тут, кстати, следует обратить внимание, что почти все дети-бегуны объясняют, что убежали из-за плохого обращения со стороны родителей, - к таким объяснениям нужно относиться очень критически). К истинным же больным психиатры всех стран (и США, естественно) причисляют пациентов с шизофренией, психопатиями и другими выраженными нарушениями.

Но как бы ни были часты побеги из-за каких-то биологических причин, самыми частыми тем не менее остаются побеги по причинам сугубо социальным (те же реакции протеста), из-за неблагополучия в семье.

Будут благополучными семьи - не будет побегов не только по социальным причинам, но и по многим биологическим.

Все педагоги и воспитатели, все работники детских учреждений (включая, конечно, и медиков) должны непременно помнить, что как бы ни были виноваты родители перед своими детьми, никогда нельзя говорить об этом ребенку, никогда нельзя настраивать его против родителей, никогда нельзя вызывать у него отрицательное отношение к родителям. Ребенок со временем сам во всем разберется, а лишать его последней опоры, сыпать соль на его раны, бить его в самое больное место - безнравственно. Даже тогда, когда его родители самые презренные и низкие люди.