Аутизм при шизофрении у детей раннего возраста


Аутизм при шизофрении у детей раннего возраста
При наблюдении: на первом приеме не разговаривал, кричал по-гусиному, «хлопал крыльями», утверждая таким образом, что он - гусь. Через неделю - шумен, беспрерывно и громко говорит вне связи с ситуацией, бросает предметы. Попав матери в голову и сделав ей больно, не смущается, не сожалеет. Постоянно эхолалирует все сказанное матерью. При обещании превратить его в попугая попросил сделать это сейчас же.

На фоне приема седуксена уменьшилось эхолалирование, перестал повторять слоги (заикание!?). Но вскоре появились приступы кривлянья, нелепого и немотивированного внешне хохота: «Это Крыль приходил, он во мне был, я его прогнал». После периода чистой речи возобновилось «заикание»: начинал слова то буквой «ы», то «ф», то «и», говорил тонким голосом, растягивал слова. Иногда - по просьбе - говорил нормально. На некоторое время вернулась эхолалическая речь: «Мне от этого легче». Рассказал, что под окном живет «чудище с бревновой головой», которое постоянно требует «включить музыку» - действительно, в этот период без конца включал проигрыватель. Долго считал себя щенком, требовал, чтобы мать признала его щенком, а при отказе становился враждебен. Начал сочинять рассказы. Приводим один из них: «Человечек Сашка-Букашка. Человечек Сашка-Букашка шел по городу. Справа - автобус под номером 116. Сашка-Букашка решил погулять за городом. Он вышел за город, а светило солнце. И вдруг он увидел, что солнца нет. И он решил пойти, куда глаза глядят. Он попал в дремучий лес. И заблудился там. И тут он увидел Чудище. И как только Сашка-Букашка увидел это Чудище - он побежал. Он попал на берег реки. Из воды вынырнуло что-то такое. Потом это что-то такое ничего не сказало. А Сашка-Букашка стоял прислонившись к дереву, и плакал. И вдруг что-то такое выпалило «Га», потом взмахнуло плавником. И вдруг все потемнело. Некоторые места стали взрываться. Потом все это кончилось, и перед ним оказалась дорога в какой-то город. Он пришел в этот город, но видит - все незнакомое. А Сашка-Букашка жил обычно в Ленинграде. «А вот это,- подумал он,- Америка». И вошел туда. Там были высотные здания. И вдруг онувидел, что рядом никого нет. Домов нет. И вдруг он услышал звук чего-то падающего. Он посмотрел, а это агромадная морковка падала вихрем на землю. Конец. Сочинил Коля Ф., гарантийный человечек».

ЭЭГ: доминирует среднеамплитудная активность с правильным распределением по областям. При закрытых глазах амплитуда возрастает в 2-3 раза и появляется активность 6 кол/с. Функциональные пробы приводят к некоторой дизритмии. При длительной гипервентиляции зарегистрирован диэнцефального типа пароксизм.

Обследование по ABM-WISC: уровни общего, вербального и невербального показателей соответствуют средней норме. Отмечается выраженная диспропорция результатов по субтестам: от очень высокого уровня (общая эрудиция, зрительная память) до уровня дебильности (социальная зрелость, синтез на предметном уровне) или пограничного (способность определять предметы и выделять пространственные отношения).

При последующем наблюдении: поступил в школу, где правильно себя ведет и хорошо учится. Однако практически постоянно в более или менее явном виде выявляет патологическое содержание переживаний. Боится на улицах, что сзади идет «тетя с ядовитой иголкой» или кто-то «рассыплет» его ранец. Он то индеец, то разведчик, то журналист - пишет «для зарубежных газет репортажи» о том, как он с «миссис Маймой» осматривал Ленинград, и подписывает их «Ник Лондон». Считает себя индейцем или американцем потому, что «какой же индеец боится бандитов?! И я не боюсь». В период обучения во 2-3-м классе был утомляем, несколько манерен. Однако во внешнем поведении остается достаточно правильным, продолжает учиться.

Анализ состояния в динамике позволяет ряд переживаний уже в 2-3-летнем возрасте рассматривать как проявления психического автоматизма, диссоциации. Аутистические проявления выступают на фоне диссоциации и развивающейся на ее основе позитивной симптоматики (рудиментов кататонического поведения, признаков синдрома Кандинского - Клерамбоидр.). Насыщенный мир аутистических переживаний отражает как динамику собственно аутизма, так и защитные тенденции патологически изменяющейся личности. Обращает на себя внимание развернутость симптоматики, присущая лишь немногим случаям ранней детской шизофрении.

В ряде подобных случаев формирование аутизма находит объяснение в ранее существовавших диссоциативных изменениях и производных от них позитивных симптомах. При этом развитие специфически шизофренического «дефекта психики», ведущее место в котором занимает аутизм, идет медленно. Такие больные заканчивают - и нередко весьма успешно - не только школу, но и высшие учебные заведения. При бесспорном прогрессировании заболевания они достигают весьма высокого уровня личностной и социальной адаптации. Как правило, если удается получить достаточно полный отчет о воспоминаниях раннего детства, то выявляется наличие в этом возрасте достаточно развернутых позитивных проявлений заболевания. Иногда больные вспоминают, что в 4-6 лет они ходили в лес, где под землей жили гномики, с которыми они играли и общались, либо припоминают, что в этом возрасте ощущали себя специально завезенными на Землю объектами эксперимента, а вокруг все подстроено - их родители на самом деле чужие люди и только изучают их и т. д. Такие воспоминания можно было бы счесть псевдореминисценциями, если бы родители ряда пациентов тоже не вспоминали об этом (обычно в контексте бесед о необычной одаренности и «глубине» ребенка). При этом внешние особенности поведения редко выходят из обычных для школьников рамок. Нередко не только члены семьи, со стороны которых можно предположить известную некритичность, но и соученики, педагоги, а позже сослуживцы подолгу не подозревают о душевном неблагополучии этих людей. В ряде наблюдений мы могли проследить сходного типа нарушения на протяжении ряда поколений.

Гриша Ф., .5 лет. Полученный семейный анамнез: отец, инженер, был осужден царским правительством за политическую деятельность и 8 месяцев пробыл в Петропавловской крепости, где манифестировал туберкулез легких и развились психические нарушения, характер которых теперь неизвестен; был выслан, в высылке работал переводчиком, женился, имел двоих детей; 2 - полиглот, профессор словесности, «светлый ум», во время Великой Отечественной войны перенес длительную и тяжелую депрессию»; 3 - перенесла депрессию во время беременности, через 10 лет умерла от «опухоли мозга»; 4 - в 2,5 года ее считали вундеркиндом и советовали показать психиатру. На 3-м году жизни была помещена в ясли, где перестала говорить, плакала, переживала, «как взрослая». Ее забрали из яслей, но еще очень долго была необычно тихой, впервые улыбнулась в 4,5 года. В 3,5 года выявлен туберкулез легких. В 12 лет стала грустной, задумчивой, ранимой, еще более скрытной, а в 16 лет высказывала суицидные намерения. Тогда ее осматривал психиатр, заключивший, что у нее «такой склад ума». Теперь она - биолог по профессии, суховата, рассудочна, постоянно подавлена и хмура, сенситивна, насторожена, неразговорчива и недоверчива, состояние сына считает «совершенно нормальным»; 5 - глухонемота; 6 - не-уточненное психическое заболевание; 7 - психические нарушения в климактерическом периоде.

Инициатором обращения к врачу является бабушка, обратившая внимание на то, что «Гриша растет точно как его мама»; по характеру бабушка открыта, оптимистична, синтонна, легко контактна, обидчива. Отец мальчика - инженер, спокойный, уравновешенный, порой недостаточно гибок, особенностям психики сына значения не придает.

К рождению ребенка родителям было по 29 лет. Беременность 1-я. Вплоть до декретного отпуска мать работала с формалином, ксилолом и другими химикатами. Роды вызваны искусственно на 45-й неделе. Масса тела при рождении - 3750 г. Имела место Rh-несовместимость без клинических проявлений конфликта. В связи с агалактией до 3 месяцев вскармливался донорским молоком, затем переведен на искусственное питание.

В возрасте 1 месяц перенес пневмонию, и с тех пор переносит не менее двух пневмоний в год со стертой симптоматикой. С грудного возраста - аллергический диатез, в настоящее время аллергия к запаху краски. С первого года жизни «мотает головой» перед сном - в период наблюдения объяснил, что «без этого не заснуть».

Сам встал в 8 месяцев, ходить начал в 15 мес. К 1,5 годам - развернутая фразовая речь без предшествующего этапа «детской речи». В 19 месяцев в самолете, где было жарко, заявил присутствующим: «С легким паром».

В возрасте 1-2 лет постоянно вертел в руках шнурки и боялся посторонних мужчин, особенно лысых, усатых и бородатых: «Это не папа». Любит все большое и высокое и не понимает объяснений «Ты маленький» - возмущается: «Почему ты можешь, а я не могу?». Лет до 5 вообще игнорировал детей. Всегда предпочитал взрослых. После 5 лет стал «безумно общителен», может заговорить где и с кем угодно. Любит возиться с гвоздями, пилой, помогать отцу. Играет в шахматы, интересуется географическими картами. За себя постоять не умеет. Ребенку, который ничего у него не просит, может сказать: «Если ты будешь очень плакать, я тебе дам это». Он «застенчив, в нем мало детскости, и при этом он безумный фантазер - всегда в фантазиях на месте героев сказок, былин, людей сильных, смелых, больших». С 4,5 лет с. удовольствием занимается в группе английского языка, посещает бассейн.

Бабушку - инициатора обращения - беспокоит, что он иногда по ничтожнейшим поводам устраивает «истерики» со слезами, криком, производящие впечатление выраженной тоски. Впервые такое состояние возникло в возрасте около 3 лет и длилось 4 месяцев; тогда сказал: «.. .мне так печально. Попроси, чтобы меня вылечили». С 4 лет высказывает мысли: «.. .я не хочу существовать. Что сделать, чтобы не существовать? .. .я скоро умру...; у меня тоска такая, что я хочу поплакать...; успокой меня. Давай думать только о хорошем.» Может заявить: «Я не могу объяснить, но было время, когда тебя не было на свете... Я жил при Суворове...». В 4,5 года во время особо плохого настроения написал стихи:

Лошадь шла тяжелым путем,
Горько шла под тяжким дождем.
Лошадь растаяла в тяжком пути,
Горько сказала: «Меня не найти».

Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: