Кризисные эпизоды в раннем развитии ребенка


Кризисные эпизоды в раннем развитии ребенка Многие исследователи говорят о так называемом «нормальном» или «физиологическом» аутизме у детей раннего возраста. При этом имеют в виду, что принципы поведения ребенка отличаются от таковых у взрослых, непонятны для них и определяются фантазией и игровыми мотивами. Синкретическое мышление ребенка, живое воображение, фантазии подчеркнуто коммуникативны. Нормальный ребенок деятельно общителен, и применение по отношению к нему термина «аутизм», пусть даже с добавлением «нормальный», представляется нам принципиально неверным.

Мнение исследователей о времени формирования экстра- и интровертированности расходятся. Г. К. Ушаков полагает, что до 12 лет психика характеризуется преимущественно экстравертированностью, а с 12-14 лет складывается интровертированность. Согласно данным многих других исследователей, диагностика основных признаков характера возможна на уровне достаточной надежности уже в возрасте 6-12 месяцев. Исходя из этого, следует считать, что развитие коммуникативности осуществляется неодинаково у детей с разными соотношениями экстра- и интровертированности, что приходится учитывать при оценке коммуникативного поведения в критических ситуациях.

У детей раннего возраста при дистрессах нередко отмечаются признаки, сходные с аутистическими. Разлука с матерью, помещение в стационар или детское учреждение, рождение сиблинга и т. д. могут приводить к ограничению или временному прекращению общения, возбудимости, появлению страхов и проч. Часть детей в ходе овладения речью может обнаруживать эхолалические феномены или подолгу повторять недавно впервые услышанные и понравившиеся им слова или фразы. Другие дети недостаточно ласковы, часто - только с точки зрения родителей, и, если неласковость адресована единственному ухаживающему Лицу, она может настораживать. Некоторые дети так глубоко «уходят» в игру, что не реагируют на обращение к ним. Круг таких особенностей, напоминающих аутистические и заостряющихся в период возрастных кризов, очень широк. Отличить их от аутизма помогают их кратковременность, эпизодичность и легкость. Они выявляются как элемент широкого поведенческого репертуара в отличие от длительных, тяжелых и ригидных аутистических проявлений при детском аутизме.

Словотворчество, фантазирование, игровые перевоплощения в сочетании с малой общительностью могут вызывать подозрения о начинающейся шизофрении. Дифференциальный диагноз в этих случаях базируется на анализе поведения в конкретной ситуации и данных динамического наблюдения.

Обычно дифференциальный диагноз в этом направлении не представляет особых трудностей. Чаще приходится сталкиваться с тем, что за особенностями, понимаемыми как возрастные, кроется развивающийся психоз или детский аутизм.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: