Лечение шизофрении, осложненной детским аутизмом


Лечение шизофрении, осложненной детским аутизмом Изучение становления терапевтических ремиссий у больных шизофренией выявило некоторые общие для взрослых и детей закономерности, связанные с динамикой аутизма, особенно на ранних этапах заболевания.

При диссоциативном аутизме более глубокие и стойкие ремиссии достигаются в случаях, когда ликвидации продуктивной симптоматики предшествует увеличение доступности и контактности больных с предъявлением сохраняющихся болезненных переживаний. Больные, о содержании болезненных переживаний которых раньше можно было судить лишь по косвенным поведенческим признакам, теперь могут сами рассказать о них и делают это иногда довольно активно. Внешне это может выглядеть как экзацербация процесса, по существу ею не являясь. В случаях, когда свертывание продуктивной симптоматики происходит на фоне неизменно сохраняющегося аутизма, сколько-нибудь глубоких и устойчивых ремиссий добиться обычно не удается.

При аутизме, связанном с продуктивной симптоматикой, купирование ее приводит в большинстве случаев к значительной редукции аутизма.

Более выраженные на начальных этапах заболевания, эти закономерности прослежены примерно у 40% всех больных и у 75-80% больных с давностью заболевания до 3 лет. Они могут служить основой для некоторых рекомендаций.

При диссоциативном аутизме ведущие усилия следует направлять на его ликвидацию, что обеспечивается применением препаратов с достаточно выраженным антиаутистическим действием. К ним относят пимозид и флушпирилен, в спектре действия которых антипараноидный и антигаллюцинаторный эффекты сочетаются с антиаутистическим эффектом такой же выраженности, лепонекс (клозапин), сульпирид. По данным клинических испытаний антиаутистической активностью обладает один из новых препаратов - бромперидол, имеющий и выраженное противобредовое действие. Наш опыт использования флушпирилена, а также лепонекса, особенно у больных с вялым течением и на начальных этапах болезни, позволяет отметить, что антиаутистический эффект этих препаратов связан прежде всего с воздействием на диссоциативные нарушения, в частности их эмоциональные составляющие.

К сожалению, опыт применения у детей многих препаратов с антиаутистическим действием ограничен особенностями их действия на организм в целом. Основным средством, облегчающим общение у детей, остается пока меллерил (сонапакс, тиоридазин), используемый в суточной дозировке 10-30 мг у дошкольников и 20-80 мг у более старших детей. Возможно сочетание его с малыми дозами трифтазина, обладающими стимулирующим действием, френолоном. Может быть использован в обычно рекомендуемых возрастных дозировках ноотропил.

В лечении больных с аутизмом, опосредованным продуктивной симптоматикой, на первых этапах целесообразен акцент на противобредовом и противогаллюцинаторном компоненте спектра действия нейролептиков. Антиаутистический эффект целесообразно использовать в дальнейшей динамике купирования продуктивных симптомов и становления ремиссии, а также в комплексе поддерживающего лечения.

Однако, как подчеркивают В. М. Воловик и В. Д. Вид, общение является одним из условий формирования индивидуальных свойств личности, и было бы ошибочным полагать, что устранение нарушений мозговых процессов автоматически повлечет за собой нормализацию всех сторон психической жизни. Для развивающейся психики ребенка особенно важно максимально возможное сохранение и обеспечение общения. Этому способствуют методы игровой, семейной и групповой психотерапии, помогающие компенсировать аутистические установки, возникающие в широком общении, в структуре нарушенных отношений в семье больного ребенка, в ходе госпитализации с отрывом от привычной среды и значимого окружения, с депривационными моментами госпитальных условий. Вопрос о госпитализации не может решаться однозначно. Мы постоянно убеждаемся в том, что госпитализация, особенно младших детей, часто небезразлична для их состояния и дальнейшего развития. Показания к ней определяются двумя моментами: тяжестью состояния, несовместимой с пребыванием вне постоянного медицинского наблюдения, и невозможностью проведения требуемого по состоянию лечения вне больницы. При отсутствии таких показаний представляется более уместным амбулаторное ведение больных, особенно дошкольников.

В работе с младшими детьми особое место занимает игровая терапия, подробно освещаемая в работах В. В. Лебединского и О. С. Олихейко, А. С. Спиваковской. На первых этапах выявляются сохранные сферы и формы общения, на основе которых строится подход к ребенку. Он базируется на выжидании, привлечении ритмических, пантомимических и других форм при уменьшении интенсивности речевого контакта. На начальных этапах общение осуществляется в условиях мотивируемой самим ребенком (пусть даже патологически мотивируемой) деятельности.   В   последующем  участие  врача   и психолога становится все более активным, определяя формирование желательных способов взаимодействия и общения.

Необходимым условием семейной психотерапии является семейный диагноз, учитывающий: 1) структуру семьи и характер внутрисемейных отношений; 2) понимание семьей болезни и состояния больного; 3) динамику семьи в связи с болезнью ребенка; 4) отношения семьи с внешним миром; 5) клиническую оценку психического состояния членов семьи. Методика построения семейной психотерапии определяется вытекающими из семейного диагноза целями и возможностями, условиями лечения (амбулаторное, стационарное и др.), конкретными задачами по лечению ребенка.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: