Отравление неустановленными ядовитыми веществами


Принятые внутрь, введенные подкожно, внутримышечно или внутривенно, а также попадающие через дыхательные пути различные ядовитые вещества могут вызывать очень тяжелые состояния или заканчиваться смертью через короткий промежуток времени либо спустя некоторое время в результате вызванных ядом осложнений. Так, например, смерть при отравлении сулемой может наступить сразу же или через некоторое время в результате осложнения со стороны почек, вызванного сулемой.

В ряде случаев причина отравления не может быть точно установлена, и тогда приходится судить о характере яда по внешним проявлениям, устанавливать его на основании исследования рвотных масс, промывных вод и т. д.

Картина тяжелых отравлений бывает исключительно многообразна (рвоты и поносы, бессознательное состояние, сонливость, судороги и т. п.), но при различного рода отравлениях может быть одной и той же, так что только по ней не всегда можно судить о причине. Однако в ряде случаев удается обнаружить некоторые признаки, характеризующие отравление определенным ядом. Во многих случаях установление причины является неразрешимой задачей, даже при тончайших и точнейших исследованиях, и мы вынуждены говорить об отравлении неизвестным ядом.

В большинстве случаев о причине отравления врач скорой и неотложной помощи может сделать только предположительное заключение на основании основных ведущих признаков отравления. Очень часто врачу приходится иметь дело с больным, находящимся в бессознательном состоянии; в ряде случаев больные упорно скрывают причину, а окружающие и близкие ничем не могут помочь, так как ничего о ней не знают. В лучшем случае они могут сообщить о некоторых моментах, каким-либо образом связанных с отравлением; такими сведениями врач не должен пренебрегать, ибо они могут сразу направить по правильному пути.

Вообще во многих случаях картина при отравлении отнюдь не представляется характерной именно для отравления: многие заболевания дают совершенно тождественную клиническую картину. В таких случаях, если врач не располагает никакими анамнестическими данными, вначале приходится дифференцировать данное состояние с рядом заболеваний, дающих аналогичную картину, и потом лишь, отбросив возможность заболеваний, врач может установить наличие отравления. Такая дифференциальная диагностика в ряде случаев представляет почти непреодолимые трудности. Конечно, речь идет не о простейших случаях отравления, когда следы, оставленные ядом, достаточно ясно видны (например, при отравлении серной или азотной кислотами). Но таких случаев отравлений сравнительно немного, гораздо чаще встречаются неясные и затруднительные для диагностики случаи.

Трудности усугубляются еще тем, что тяжесть состояния больного не разрешает долго раздумывать: необходимо действовать сразу и быстро. Временем для исследований, могущих иногда пролить свет на диагностику, врачи скорой помощи не располагают.

Каждый случай отравления является по существу судебно-медицинским и подлежит расследованию.

Как уже указано, при отравлениях надо прибегать к расспросу окружающих больного и близких, стремясь получить возможность ориентироваться в происшедшем. Однако надо отметить, что это весьма ненадежный источник информации, из которого следует тщательно отбирать только факты, заслуживающие доверия, и отбрасывать умозаключения, которые порой, при пылкой фантазии окружающих, способны лишь дезориентировать. Конечно, если обнаруживается пузырек или коробочка, содержащая ядовитое вещество, то это сразу выясняет дело, но так бывает очень редко.

Группа случайных отравлений разнообразна. Сюда могут относиться отравления лекарственными веществами, принятыми внутрь вместо наружного употребления, медикаментами, принятыми в большой дозе; иногда из-за сходства по внешнему виду при небрежном хранении ядовитое вещество может быть ошибочно принято за лекарство. Последнее место в этой группе занимают у нас производственные отравления; они очень редки, так как закон охраняет здоровье рабочих, и случайное отравление может произойти лишь в результате несоблюдения инструкций по технике безопасности и личной неосторожности при работе с аммиаком, четыреххлористым углеродом, бензином, тетраэтилсвинцом и т. п.

Чаще в практике скорой помощи могут встретиться отравления морфием, белладонной, мышьяком, йодом, барбитуратами, метиловым спиртом, иногда серной и уксусной кислотами, нашатырным спиртом, стрихнином и др.

Врач скорой помощи должен всегда быть готов к оказанию помощи при любом отравлении. Для этого нет нужды заучивать наизусть всю таблицу отравлений. Такая таблица вообще должна быть под рукой, но общие принципы оказания помощи при отравлениях нужно твердо помнить.

По механизму действия различаются яды, оказывающие преимущественное влияние на дыхательные пути, на сердечнососудистую систему, на нервную систему, и яды судорожные. Можно также делить все яды по действию на раздражающие и некротизирующие, на наркотические, кровяные, угнетающие тканевое дыхание. По признакам, которыми они сопровождаются, отравления делятся на сопровождающиеся: 1) тяжелыми расстройствами дыхания и кровообращения, 2) резкими болями, угрожающими шоком и коллапсом, и 3) общими судорогами.

По способу поступления яда, как мы уже говорили, отравления могут быть в результате: 1) приема яда через рот, 2) введения яда парентерально и 3) поступления яда через дыхательные пути.

В случае отравления раньше всего нужно выяснить, каким образом произошло отравление, т. е. введено ли вещество через рот, парентерально или попало через дыхательные пути. Это связано с рядом трудностей. При этих видах и способах отравления наступает рвота. Правда, механизм рвоты различен. В случае поступления яда через рот рвота зависит от прижигающего действия яда на слизистую оболочку. В остальных случаях рвота наступает в результате всасывания яда и выделения его слизистой оболочкой. Отличительным признаком все же является то, что при отравлениях через дыхательные пути имеются признаки раздражения слизистых оболочек, как-то слюнотечение, слезотечение, чиханье, гиперемия слизистых, рефлекторное нарушение дыхания - кашель, спазм голосовой щели. Очень часто при отравлениях подобного рода сразу появляется цианоз и в ряде случаев - признаки наступающего отека легких.

Если попытаться дать примерную схему и порядок действий врача в таких случаях, то они сводятся к следующему. Первое - это беглый опрос окружающих или осмотр места происшествия с целью получения данных о характере вещества, вызвавшего отравление. Осмотр или опрос надо производить быстро, обращая внимание на наличие какой-либо коробочки, мешочка, пузырька; если они найдены, их нужно осмотреть, понюхать, установить, не осталось ли в них хотя бы следов содержавшегося вещества. В некоторых случаях можно обнаружить шприц и тогда найти место укола. Все это может дать некоторое представление о характере отравления. Осмотр больного надо производить тщательно, ибо в ряде случаев внешний вид может очень многое объяснить.

Мы уже говорили, что очень важно выяснить способ проникновения яда. Если, например, яд принят через рот, то надо стремиться возможно быстрее удалить его. Некоторые яды, как-то медь, свинец, олово, оказывают только местное действие и не всасываются слизистой оболочкой желудка. В таких случаях достаточно удалить яд из желудка. Другие яды, например мышьяк, всасываются слизистой и оказывают общее действие. В таких случаях одного удаления яда недостаточно, и надо применить мероприятия, способные оказать влияние на организм в целом, т. е. терапия должна быть комбинированной. Если яд проник через дыхательные пути, то необходимо вывести пострадавшего из помещения, в котором произошло отравление, и принять ряд мер, направленных на борьбу с результатами отравления (например, кровопускание при начинающемся отеке, кислород и т. п.). При попадании парентеральным путем яд, быстро всасываясь, оказывает общее действие, и необходимые мероприятия должны быть направлены на весь организм.

В ряде случаев все это может мало помочь врачу, особенно если отравленный находится в коматозном состоянии и ничего сам сказать не может, да и окружающие мало что могут сообщить. В таких случаях необходимо быстро приступить к исследованию больного, обращая внимание на всякие так называемые «мелочи». Ничто не должно ускользнуть от внимания врача. Наблюдательность - качество, необходимое любому врачу, а тем более врачу скорой и неотложной помощи. Сопоставление ряда признаков, обычно ускользающих от внимания, может помочь в деле нелегкой порой дифференциальной диагностики.

Раньше всего надо установить факт отравления; надо помнить, что ряд заболеваний, сопровождающихся коматозным состоянием, как например, мозговое кровоизлияние, уремия, гепатаргия, малярия и др., может дать почти аналогичную картину. Кроме того, в ряде случаев возможно совпадение отравления с каким-либо заболеванием. Наблюдающиеся тошнота, рвота, адинамия могут зависеть от опьянения или переедания, а не от отравления.

Правильное истолкование признаков очень важно. Например, рвота, наступающая вслед за употреблением определенной пищи, очень часто переоценивается. Для того, чтобы считать рвоту обусловленной данной пищей, необходимо установить, что и все другие, употреблявшие ее, также заболели или (это особенно важно) заболели и домашние животные, которых кормили этой пищей. Наблюдающиеся у таких больных некоторые признаки, например рвота и понос, могут иногда помочь распознаванию. Кислые рвотные массы шоколадно-бурого или черного цвета, иногда смешанные с кровью (вид кофейной гущи), наблюдаются при отравлениях серной кислотой. При отравлении азотной кислотой они имеют желтый цвет и издают характерный запах азотной кислоты. В случае отравления соляной кислотой рвотные массы «дымятся» и отличаются специфическим запахом; цвет их желтовато-зеленый, они имеют примесь слизи и крови. По запаху рвотных масс можно узнать отравление карболовой, уксусной, муравьиной кислотами. В случае отравления аммиаком рвотные массы имеют щелочную реакцию (такова же реакция при отравлении едким натрием, едким калием), без запаха, вязки и тянутся в нити. При отравлении азотнокислым серебром светлые при извержении рвотные массы темнеют на свету. Для отравления медью характерен зеленовато-синий цвет рвотных масс, при отравлении цинком рвотные массы сначала белесоватые, а затем кровянистые, при отравлении фосфором они пахнут чесноком и светятся в темноте.

Обильные рвоты наблюдаются при алкогольном отравлении, причем рвотные массы обладают характерным запахом и содержат огромное количество слизи. Такая же обильная, но неукротимая рвота наблюдается в случаях отравления мышьяком и сурьмой.

Таким образом, по одному виду рвоты можно подчас судить о причине отравления.

Время появления рвоты может показать, каким путем произошло отравление. Так, например, при отравлении через рот сразу появляется рвота как защитный рефлекс, ибо таким путем извергается яд. При подкожном введении яда рвота наступает позднее, вторично, когда уже яд всосался в кровь и выделяется желудком. Рвоту могут вызывать и такие вещества, как апоморфин, пилокарпин, мускарин, физостигмин, соли мышьяковистой кислоты, кобальт, никель и т. п.

В некоторых случаях вид испражнений может дать представление о характере отравления. Так, например, холероподобные испражнения («рисовый отвар») наблюдаются при отравлении мышьяком, сурьмой, а также некоторыми грибами, кровавые испражнения - при отравлении мышьяком, драстическими средствами, вера-трином, можжевельником. Подобные же испражнения наблюдаются и при отравлениях едкими щелочами. Зеленоватый цвет говорит об отравлении каломелью (переход билирубина в биливердин), черноватый - об отравлении медью (сернистая медь), бисмутом (восстановление азотнокислого бисмута в черную закись бисмута). Во всех этих случаях нужно помнить, что один цвет не может являться решающим признаком. При дифференциации надо учитывать всю клиническую картину заболевания. Так, например, отличительным признаком холероподобных поносов от истинной холеры является наличие резких коликообразных болей, чувствительность живота при ощупывании, тенезмы; отсутствие этих признаков характерно для холеры. Кроме того, при отравлениях рвотные массы отличаются скверным запахом, часто смешаны с кровью. Появляются рвоты раньше поноса, тогда как при холере, наоборот, позже.

Иногда в испражнениях можно обнаружить яд.

Кровянистые испражнения можно смешать с дизентерией и колитом, но острое начало говорит против этих заболеваний. Черные испражнения наблюдаются при свинцовой колике, при которой характерны последующий запор и наличие свинцовой каймы на деснах. Понос с коликой вызывается часто наперстянкой и близкими к ней веществами.

Состояние мочеиспускания, вид, запах, цвет мочи в ряде случаев, могут помочь установлению диагноза. Так, зеленовато-черная или буро-черная моча наблюдается при отравлениях фенолами, салициловой кислотой и ее солями, препаратами креозота, гваякола, листьями толокнянки (медвежьи ушки). Зеленоватый или шафранно-желтый цвет мочи при кислой реакции или багрово-красный при щелочной реакции наблюдается при отравлении сантонином. Кровавая окраска - при отравлении кровяными ядами, сульфоналом, трионалом. Красноватый цвет - при отравлении антипирином, фуксином и другими красками. Золотисто-желтый, лимонно-желтый при кислой реакции и ярко красный при щелочной реакции - в случае отравлений каскарой саградой, ревенем, александрийским листом. Зеленовато-бурый цвет наблюдается при отравлении фосфором, сине-зеленый или зеленовато-синий - при отравлении метиленовой синькой.

Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: