Поражение вегетативной нервной системы при нейротоксическом синдроме


Среди многочисленных поражений нервной системы при респираторной вирусной инфекции, особенно при гриппе, на первый план в клинической картине заболевания выступают вегетативные расстройства. Первые описания этих нарушений были сделаны еще Н. П. Постовским. Большое значение изменению функции вегетативной нервной системы при гриппе придавали А. А. Калтыпин, Н. А. Шевелев, Н. И. Бут, И. П. Антонов, М. А. Ващенко и др. Одни исследователи относили грипп к группе симпатикотропных, другие - ваготропных инфекций. С. Н. Давиденков одним из первых отметил, что при гриппе всегда имеются симптомы, характерные как для симпатических, так и парасимпатических реакций. Автор считает, что основные процессы разыгрываются на тех уровнях нервной системы, где уже не представлены отдельно симпатические и парасимпатические функции, а где воспроизводятся более сложные функциональные комплексы. М. А. Ващенко отметила определенную фазность вегетативных реакций: преобладание симптомов со стороны симпатической нервной системы в лихорадочную фазу гриппа и парасимпатических реакций после снижения температуры. Отчетливые вегетативно-сосудистые нарушения у больных гриппом наблюдал И. П. Антонов. Автор отмечал поражение обоих отделов вегетативной нервной системы, хотя более четко были представлены симптомы парасимпатических функций.

Высказанное С. Н. Давиденковым предположение о поражении высших вегетативных центров нашло дальнейшее подтверждение в ряде работ. Симптомы нарушения вегетативной нервной деятельности могут быть настолько выраженными, что это дало основание некоторым авторам говорить при гриппе о диэнцефальном синдроме или диэнцефалите. К сожалению, изучение вегетативных сдвигов при гриппе у детей почти не проводилось. Имеются лишь сообщения о выраженной вегетативной симптоматике.

Даже при обычном клиническом наблюдении мы определяли у детей признаки нарушения функции вегетативной нервной системы. Они появлялись одновременно с другими неврологическими изменениями и у части детей были настолько выражены, что доминировали в клинической картине болезни. Вегетативно-сосудистые симптомы имели различную выраженность в зависимости от фазы заболевания.

В острый период на высоте интоксикации при клиническом обследовании больного выявлялись гипертермия, бледность и сухость кожи, задержка стула, у многих лейкоцитоз, т. е. у большинства больных преобладали признаки возбуждения симпатической нервной системы.

Это подтверждалось данными наблюдений за характером пульса, артериального и среднего давления, а также показателями осциллометрического индекса. В острый период заболевания у большинства больных отмечались тахикардия (63,3%), повышение максимального (65%) и среднего (66,7%) давления. Диастолическое давление было подвержено колебаниям: у 35% больных оно было повышено, у 20% оставалось нормальным и у 15% было снижено. Особенно большие отклонения от средневозрастных норм как со стороны максимального, так и минимального давления имелись у детей с тяжелыми изменениями нервной системы. У этих больных максимальное давление иногда повышалось до 150-180 мм, а минимальное - до 100-110 мм рт. ст.

Осциллометрический индекс у большинства больных (65%) был снижен, что свидетельствовало о высоком сосудистом тонусе.

При анализе специальных вегетативных проб (исследовано 40 детей) в острый период заболевания выявлено значительное учащение пульса при ортостатической и урежение при клиностатической пробе. Рефлекс Ашнера у многих больных был или извращенным, или отрицательным.

Особенно резкое учащение пульса при ортостатической пробе и урежение при клиностатической пробе наблюдалось у больных с тяжелым изменением нервной системы. То же касается рефлекса Ашнера, который был извращен у многих больных с тяжелыми поражениями нервной системы.

Специально проведенные вегетативные пробы также указывали на повышение реактивности симпатического отдела нервной системы. Однако преобладание симпатических реакций было очень непродолжительным. Даже в разгар заболевания, на высоте интоксикации у части больных появились признаки преобладания парасимпатических реакций (гипергидроз, наклонность к снижению минимального давления и т. д.). Можно отметить определенную зависимость выраженности и длительности вегетативных нарушений от тяжести заболевания. У больных с тяжелым течением нервных изменений вегетативные дисфункции были более резкими.

В период выздоровления у большинства больных восстанавливались вегетативные функции: исчезала потливость, становилось более устойчивым настроение, нормализовались артериальное давление и пульс. Наблюдалось также восстановление реактивности вегетативного отдела нервной системы, определяемое специальными пробами (ортостатическая, клиностатическая пробы и рефлекс Ашнера приближались к норме). Однако у части больных сохранялись отклонения со стороны вегетативной нервной системы (неустойчивость артериального давления и пульса, астения и гипергидроз), но менее отчетливые, чем в предыдущем периоде. В основном это были дети с негладким течением болезни и неблагоприятным преморбидным фоном. Таким образом, у большинства больных в периоде выздоровления нормализовались вегетативные функции, хотя у части эти нарушения все еще выявлялись как клинически, так и при специальных вегетативных пробах.

Для более глубокого понимания патогенеза вегетативных нарушений у 55 больных изучены медиаторы крови. Ацетилхолин - медиатор, которому принадлежит ведущее значение в парасимпатической активности крови. Холинэстераза - важнейший фактор, участвующий в холинергических реакциях организма и определяющий степень парасимпатической активности крови. Холинэстераза расщепляет ацетилхолин на холин и уксусную кислоту, тем самым регулируя ацетилхолиновый баланс в организме и степень участия медиатора ацетилхолина в проведении нервных импульсов. Таким образом, определение ацетилхолина и активности холинэстеразы имеет большое значение для оценки состояния парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Изучался также симпатин-медиатор симпатической нервной системы, имеющий непосредственное отношение к передаче возбуждения. Определение его в крови до некоторой степени может служить показателем состояния симпатической нервной системы.

На основании проведенных исследований было выявлено, что в различные фазы инфекционного процесса происходят определенные изменения медиаторов крови.

В острый период заболевания, когда клинически удавалось отметить явное преобладание симпатических реакций, исследование нейрогуморальных веществ указывало на повышение содержания ацетилхолина в крови, которое у отдельных больных достигало 15,3 мкг%. В среднем этот показатель при тяжелых формах был равен 6,2+0,73 мкг%, при формах средней тяжести - 4,71+0,55 мкг%. В группе здоровых детей среднее содержание ацетилхолина в крови составляло 0,85+0,9 мкг%.

Активность холинэстеразы у части детей была снижена, у части повышена, однако в среднем снижена (при тяжелых формах 3,19+0,16 единицы, при формах средней тяжести - 3,15+0,22 единицы, в норме -3,5 единицы).

Симпатические свойства крови у большинства больных, обследованных на высоте лихорадочного периода, были повышены (40,6+4,6% при норме 22,1+0,58%). Однако уже в конце лихорадочного периода симпатические свойства крови снижались до 16,2+2,27% при тяжелых формах и до 10,76+3,62% при формах средней тяжести.

Исследование показало, что гуморальная перестройка организма происходит уже на высоте лихорадочного периода и увеличение ацетилхолина предшествовало преобладанию парасимпатических реакций, выявляемых клинически во втором периоде, т. е. изменение медиаторов улавливалось раньше, чем клинические показатели вегетативных функций.

В послелихорадочном периоде в крови обнаружено резкое увеличение ацетилхолина (в среднем 8,5 мкг%) по сравнению с лихорадочным периодом. Активность холинэстеразы изменялась как в сторону увеличения, так и уменьшения (в среднем этот показатель равен 3,46+ ±0,17 единицы при тяжелых формах и 3,24+0,8 единицы при формах средней тяжести). Симпатические свойства крови оставались угнетены и составляли 11,58+1,57%, при тяжелых формах и 12,73+2,7% при формах средней тяжести.

Вегетативная дистония с преобладанием парасимпатических реакций, выявляемых в послелихорадочном периоде, по-видимому, обусловлена не только повышением возбуждения вагуса с одновременным увеличением парасимпатических метаболитов, но и угнетением симпатико-адреналовой системы с уменьшением или отсутствием симпатомиметических свойств крови. Эти данные подтверждаются исследованиями А. Ф. Макарченко и А. Д. Динабург, не обнаруживших адреналина в крови больных гриппом, что рассматривалось ими как косвенный показатель снижения функции симпато-адреналовой системы.

В периоде выздоровления восстановление вегетативных функций в значительной степени зависело от степени тяжести начального токсикоза и особенностей клинического течения заболевания.

У большинства больных с тяжелыми формами инфекции, выраженными поражениями нервной системы, неблагоприятным течением заболевания (суперинфекция, осложнения) показатели медиаторов крови оставались измененными (оставались высокими активность холинэстеразы и показатели ацетилхолина, симпатические свойства крови были угнетены).

Таким образом, нормализация нейрогуморальных показателей происходила значительно позже, чем восстановление клинических проявлений. Следовательно, величина медиаторов крови являлась тонким критерием нормализации нарушенных функций вегетативной нервной системы.

Таким образом, изменения активности медиаторов; крови наблюдались во все периоды болезни. Степень и характер этих изменений зависели от периода заболевания, тяжести изменения нервной системы и преморбидных особенностей организма. Указанные изменения медиаторов, очевидно, отражали наличие возбуждения симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы. Одновременные изменения со стороны симпатической и парасимпатической систем свидетельствовали о диффузном поражении высших вегетативных центров, расположенных в диэнцефальной области. Это подтверждалось также электроэнцефалографическими исследованиями, при которых у больных в острый период заболевания выявлялись изменения, характерные для поражения диэнцефальной области (медленные ритмы в отведениях с передних областей мозга, разряды высоко амплитудных волн, следование ритмов электроэнцефалограммы на низкие частоты светового раздражения).

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Калерия Ладодо

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: