Энцефалитический синдром и энцефалит, вызванный гриппом и ОРВИ


При респираторных вирусных инфекциях у части детей на фоне нейротоксического синдрома могут возникнуть и более выраженные изменения нервной системы в виде нарушения сознания и симптомов очагового поражения мозга. Для обозначения этих явлений в литературе применяется различная терминология: энцефалопатия, энцефалитический синдром, энцефалитические реакции, энцефалит.

Разнообразие терминологии затрудняет анализ данных литературы. Кроме того, нередко сходные клинические проявления, однозначные в патогенетическом отношении, обозначаются совершенно различными по сущности терминами (энцефалопатия и энцефалит). Наконец, генез наблюдаемых неврологических изменений не всеми трактуется одинаково, что также затрудняет интерпретацию литературных данных.

Мы пользуемся терминами «энцефалитический синдром» и «энцефалит», вкладывая в эти понятия следующее содержание. Под энцефалитическим синдромом понимаются общемозговые явления, протекающие в виде судорог, нарушения сознания и симптомов очагового поражения мозга. Эти реакции неспецифичны и могут возникнуть при любой тяжело протекающей инфекции. Особенностью указанных симптомов является их кратковременность и преходящий характер. Для энцефалита характерна большая глубина поражений, четкая локальная симптоматика со стороны головного мозга.

В литературе в основном описывается энцефалитический синдром, возникающий при гриппе. При аденовирусной инфекции этих описаний значительно меньше, а при парагриппозной инфекции их фактически нет.

Частота энцефалитического синдрома при гриппе, по данным ряда авторов, различна. А. Л. Струцовская в эпидемию гриппа отметила энцефалитический синдром в 2,6% случаев, М. Е. Сухарева встречала его у 18,8% больных гриппом детей, Н. М. Златковская - у 30%, В. М. Сепиашвили - у 38,6%, Э. А. Эдельштейн - у 27% детей. Колебания процента частоты энцефалитического синдрома, очевидно, связаны прежде всего с неоднородностью контингента наблюдаемых больных. Э. А. Эдельштейн и В. М. Сепиашвили наблюдали больных в неврологическом стационаре. М. Е. Сухарева - в инфекционном отделении, A. Л. Струцовская - как в стационаре, так и в амбулаторных условиях.

Большое количество работ, в которых приводятся данные о неврологических расстройствах при гриппе, посвящено описанию энцефалитов или менингоэнцефалитов.

Вопрос о существовании энцефалитов гриппозной этиологии до настоящего времени остается спорным. Одни исследователи объясняют тяжелые изменения нервной системы, протекавшие по типу энцефалита, глубокими и распространенными сосудистыми нарушениями, другие признают наличие при гриппе истинного энцефалита, протекавшего с воспалительными изменениями в центральной нервной системе.

Многие исследователи указывают, что особенно часто энцефалиты развиваются в детском возрасте, что объясняется особой ранимостью центральной нервной системы ребенка и ее чрезвычайной чувствительностью к различным вредностям и интоксикациям. Не меньшее значение имеют преморбидные особенности организма. Провоцирующую роль в развитии энцефалитов могут играть грипп, перенесенный «на ногах», переутомление. Особенно подчеркивается роль преморбидной отягощенности в возникновении энцефалитов у детей. На значение иммунореактивных свойств организма в частоте развития и тяжести течения энцефалитов у детей указывала М. Б. Цукер. Имеются отдельные сообщения, где подчеркивается неблагоприятное влияние профилактических прививок на развитие энцефалитов.

В литературе нет единого мнения о роли различных типов вируса гриппа в развитии энцефалитов. Одни авторы не отмечали влияния типа вируса гриппа на частоту и тяжесть развития энцефалитов, другие наблюдали более тяжелое течение энцефалита при гриппе А2. Наконец, отдельные авторы придают основное значение в развитии энцефалитов сочетанию различных типов вируса гриппа. Так, А. А. Ярош у 61 больного энцефалитом наблюдал сочетание различных типов вируса гриппа. Отмечено также значение сочетания вируса гриппа и бактериальной флоры.

Энцефалиты развивались в различные периоды гриппа. Описаны ранние энцефалиты, возникающие в первые 3-7 дней. Имеются сообщения о развитии энцефалитов в поздние сроки гриппа, спустя 2-3 недели и более от начала заболевания.

Неврологическая симптоматика при гриппозных энцефалитах весьма разнообразна. Прежде всего в зависимости от наличия или отсутствия менингеальных явлении говорят о менингоэнцефалите и энцефалите. Среди энцефалитов и менингоэнцефалитов выделяют различные формы в основном по локализации процесса. Четкой классификации нет. Э. М. Визен описал вестибулярную форму энцефалита. О выраженных вестибулярных нарушениях при гриппе сообщают И. П. Антонов и И. А. Склют. К мнению о существовании такой формы энцефалита у детей присоединяются Л. Я. Гордон и В. В. Агабабова. К этому типу поражения близко примыкает мозжечковая форма, описанная в основном иностранными авторами.

Большинство исследователей рассматривают диэнцефалиты как особую форму поражения нервной системы при гриппе. Диэнцефалиты характеризуются своеобразной клинической картиной и протекают с явлениями вегето-сосудистой дистонии, астено-депрессивным состоянием и тяжелыми кризами.

Описаны энцефалиты с симптомами поражения полушарий мозга, со стволовой локализацией и поражением мезенцефальной области.

Наконец, форма энцефалита может определяться ведущим клиническим синдромом. Описаны энцефалиты при гриппе с психическим синдромом.

Клинические симптомы при энцефалитах у детей разнообразны. Большинство авторов указывают на частое развитие неврологических симптомов, связанных с поражением коры и подкорки. Описаны энцефалиты с преимущественным поражением среднего мозга. Эта форма энцефалита вызывает особенно большие дифференциально-диагностические трудности при разграничении с энцефалитом Экономо. Имеются указания о развитии при гриппе у детей энцефалитов со стволовой локализацией.

Описаны также энцефалиты при аденовирусной инфекции. Такие сообщения немногочисленны. Почти все авторы, наблюдавшие энцефалиты при аденовирусной инфекции, указывают на их тяжелое течение, острое развитие неврологических симптомов и разнообразие клинических форм.

Первые описания аденовирусных энцефалитов мы находили в работе Gerbeaux и соавторов, которые сообщили о семейной вспышке аденовирусной инфекции. У 2 детей наблюдались катаральные явления, а у одного ребенка на 10-й день болезни развился тяжелый энцефалит. Заболевание окончилось летально. Rossi наблюдал мальчика 2 лет с аденовирусной инфекцией (инфекция была вызвана аденовирусом 7 типа), у которого на фоне катаральных явлений развился парез нижних конечностей и правой руки. Jansson и соавторы изучили две вспышки, вызванные аденовирусом 7 типа. Из 46 обследованных больных у 7 наблюдались неврологические изменения. Наиболее тяжелое течение они имели у девочки 4 лет (судороги, потеря сознания, парез лицевого нерва). Только спустя 4 недели наступило выздоровление.

Затем появилось сообщение Kakell о тяжелом поражении нервной системы у девочки 5 лет, протекавшем по типу энцефаломиелита со спастическим тетрапарезом, изменением ликвора и электроэнцефалограммы. Аденовирусная инфекция была доказана выделением аденовируса 3 типа из фекалий и нарастанием к нему титра антител. О тяжелом течении аденовирусных энцефалитов с мозжечковой симптоматикой имеются указания в работе Neimann и соавторы.

В отечественной литературе нам встретились отдельные сообщения об энцефалитах при аденовирусной инфекции. М. А. Ващенко и соавторы наблюдали тяжелый энцефалит у 2 детей с преимущественным поражением ствола мозга и подкорки. В. М. Сепиашвили описала тяжелый энцефалит при аденовирусной инфекции у одного ребенка. О тяжелом энцефалите, обусловленном аденовирусом V типа, сообщили Т. В. Скрипко и соавторы. К сожалению, в указанных работах четких вирусологических и серологических данных в отношении больных энцефалитами не приводится.

Таким образом, в большинстве работ, посвященных энцефалитам при аденовирусной инфекции, этиологический диагноз был установлен эпидемиологически, выделением вируса и по приросту титра антител. Возможность смешанной инфекции исключалась лишь в единичных исследованиях. Тем не менее анализ литературных данных позволяет сделать вывод, что аденовирусы в некоторых случаях могут сопровождаться тяжелым поражением центральной нервной системы. Указания в литературе на развитие энцефалитов или менингоэнцефалитов при парагриппозной инфекции нам встретить не удалось.

В наших наблюдениях энцефалитический синдром отмечен у 22 детей, что составило 5% больных с изменениями нервной системы при респираторной вирусной инфекции. Энцефалит наблюдался у 13 больных (2,9%), менингоэнцефалит - у 5 (1,3%).

Клинически отграничить энцефалитический синдром от энцефалита очень трудно, и несомненно деление на указанные выше группы в известной степени условно. Как показали наши многолетние наблюдения, такое разграничение тяжелых поражений нервной системы на энцефалитический синдром и энцефалит патогенетически оправдано и удобно в клиническом отношении. Этиология заболевания у больных с энцефалитический синдромом, энцефалитом и менингоэнцефалитом была (различной. Как следует из приводимых в табл. 6 данных, энцефалитический синдром встречался чаще всего при гриппе или при смешанной вирусной инфекции, причем в последнем случае вирус гриппа наиболее часто сочетался с парагриппом или аденовирусной инфекцией. Преимущественное возникновение энцефалитического синдрома при гриппе, очевидно, обусловлено особым свойством этого вируса, обладающего выраженным токсическим компонентом. Обращает на себя внимание довольно частое возникновение энцефалитического синдрома при смешанной вирусной инфекции, что, возможно, связано с двойным патогенным действием вирусов на центральную нервную систему. Нельзя исключить также сенсибилизацию организма одним вирусом и ответную гиперергическую реакцию при последующем внедрении второго вируса.

Энцефалит и менингоэнцефалит, как правило, развивались при смешанной вирусной инфекции, обусловленной вирусом гриппа в сочетании с парагриппозными вирусами, аденовирусами и энтеровирусами. Только у одного ребенка с менингоэнцефалитом диагностирована аденовирусная инфекция. Из 11 случаев энцефалита и менингоэнцефалита, в которых отмечалась смешанная этиология заболевания, в 5 можно было говорить о последовательном присоединении инфекции, в 2 - об одновременном инфицировании и в 4 - было трудно установить, имелось ли одновременное или последовательное заражение. Каких-либо отличий в клиническом течении энцефалитов и менингоэнцефалитов при различном сочетании вирусов не наблюдалось. Энцефалитический синдром, энцефалиты и менингоэнцефалиты возникали у детей различных возрастных групп.

В развитии энцефалитического синдрома, энцефалитов и менингоэнцефалитов огромное значение принадлежит преморбидным особенностям организма. Нередко в анамнезе имелись указания на возбудимость нервной системы, эмоциональную неустойчивость, явления хронической интоксикации (хронический тонзиллит, хронический гайморит и др.), по всей вероятности, влиявшие на общую реактивность ребенка и, возможно, способствовавшие сенсибилизации организма. Некоторые дети незадолго до настоящего заболевания перенесли различные инфекции. Отдельным больным проводились профилактические прививки, что также способствовало сенсибилизации организма.

Это предположение косвенно подтверждается и клиническими особенностями, наблюдаемыми при развитии указанных поражений нервной системы. Как правило, неврологические симптомы при энцефалитическом синдроме, энцефалитах и менингоэнцефалитах развивались остро, бурно, с резким ухудшением состояния, высокой температурой. У большинства больных температура была в пределах 39-41°.

При энцефалитическом синдроме неврологические расстройства в основном возникали в первые 3 дня заболевания в период наиболее выраженной интоксикации и лихорадочной реакции. В силу этого можно предполагать, что в их генезе немаловажное значение имеет интоксикация. При энцефалите и менингоэнцефалите неврологические симптомы также развивались на высоте заболевания, однако у 8 больных они возникали в конце 1-й - начале 2-й недели, т. е. в период наиболее выраженной аллергической перестройки организма.

Неврологические симптомы у больных с энцефалитический синдромом, энцефалитом и менингоэнцефалитом были разнообразными. К особенностям неврологических проявлений у больных с энцефалитический синдромом по сравнению с энцефалитами необходимо отнести прежде всего меньшую глубину потери сознания, менее очерченную картину очагового поражения мозга и более разнообразную неврологическую симптоматику. Все это в какой-то степени говорило о диффузном поражении мозга. Нестойкий, быстро преходящий характер неврологических симптомов при этих состояниях свидетельствовал против их воспалительного генеза и скорее указывал на значение сосудистых нарушений. Непродолжительность неврологических симптомов обычно является решающим критерием для разграничения энцефалитического синдрома и энцефалитов.

Из неврологических симптомов, наблюдавшихся у больных с энцефалитическим синдромом„ наиболее часто отмечались общемозговые симптомы. Различная степень расстройства сознания имелась у 22 детей. У большинства больных это была заторможенность и лишь у 10 - сопор. У 7 больных наблюдались сенсорные расстройства в виде бреда и галлюцинаций. Частым симптомом были судороги (у 17 больных). Они были генерализованными и носили клонико-тонический характер, чаще были однократными и лишь у 5 больных повторялись в течение первых 3 дней заболевания., У многих больных отмечалась многократная рвота, нередко возникавшая на высоте головной боли. Общемозговые симптомы сочетались с умеренно выраженными очаговыми симптомами, которые носили нестойкий характер. У 5 больных обнаружены преходящие расстройства в черепно-мозговой иннервации со стороны III и VI пар нервов. Наблюдались экстрапирамидные симптомы в виде гиперкинезов различной выраженности. Мозжечковые симптомы в легкой степени выявлялись у 8 детей и проявлялись нарушением мышечного тонуса, расстройством координации движений. Менингеальные симптомы были преходящими, легкой выраженности.

Почти у всех больных отмечались выраженные вегетативные расстройства - лабильность пульса, игра вазомоторов, колебание артериального давления. У 3 больных с энцефалитический синдромом начальные симптомы интоксикации сопровождались развитием сосудистого коллапса.

Клиническое течение энцефалитического синдрома у детей различного возраста имело определенные особенности. У детей младшего возраста отмечались общие явления: нарушение сознания, судороги, беспокойство, гиперкинезы, повышение сухожильных рефлексов. Очаговые симптомы у них выявлялись редко. У детей старшего возраста, помимо общих нарушений, часто обнаруживалась локальная симптоматика, отчетливо выступали психосенсорные нарушения.

Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Калерия Ладодо

Еще по теме:


Екатерина, 19.07.2015 14:30:09
Здравствуйте я только после больницы ходьба плохая в голове песок через сколько это пройдет поставили вирусный энцефалит диагноз
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: