Депрессивные и маниакальные психозы как форма эндогенных психозов


Большинство психиатров по-прежнему и не без оснований ищет причины маниакально-депрессивных психозов в каком-то еще неизвестном соматическом заболевании. Однако ни патологическая гистология, ни патофизиология до настоящего времени не в состоянии подвести базу под эту гипотезу, как и под аналогичную гипотезу в отношении шизофрении. Peters говорит о том, что у маниакально-депрессивного психоза нет анатомии, а Riebeling констатирует, что до сих пор все еще нет лабораторных данных, которые можно было бы использовать для диагноза того или иного эндогенного психоза. Огромное количество единичных наблюдений не удается свести в какую-либо общую картину. Правда, данные биологии наследственности ставят вне сомнения значение наследственных факторов при аффективных психозах, но конкретный характер этих закономерностей остается пока под вопросом. Поэтому в определении понятия эндогенных психозов психиатрии приходится ориентироваться на психопатологию.

Если придерживаться рабочей гипотезы, согласно которой в основе эндогенных психозов лежит соматоз, то возникает вопрос, что тогда означают понятия "эндогенные" и "экзогенные". Резкой границы между ними как будто уже не существует. Слово "экзогенный" в смысле "экзогенного типа реакции" Bonhoeffer двусмысленно, и Gruhle справедливо упрекнул его в том, что экзогенна любая реакция, так как возникает она по поводу внешнего раздражения. Ввиду этого К. Schneider предложил для этих психозов, правда, неудобный, но зато недвусмысленный термин "соматически обусловленные". Плохо, конечно, что столь важное разграничение делается на основе в известной степени случайного и, быть может, эфемерного обстоятельства. Но дело не только в этом. В большинстве случаев психопатологическая картина и без учета возможных соматических нарушений позволяет провести дифференциально-диагностическое различие между психозами "соматически обусловленными" и эндогенными. Критериями служат здесь, как известно, для острых форм изменения сознания, а для хронических - распад личности и интеллектуальный дефект. С другой стороны, при эндогенных психозах наблюдаются известные особенности фазообразного (депрессивные и маниакальные психозы) или приступообразного (шизофрения) течения, что отличает их от психозов симптоматических. Кроме того, в группе эндогенных психозов можно иногда с большой точностью психопатологически описать типичные "ядерные формы". Это позволяет, исключив наличие "соматически обусловленного" психоза, в большинстве случаев относить эти формы то к маниакально-депрессивному, то к шизофренному типу. К трудностям, которые связаны с этой диагностикой в поперечном разрезе и которые сосредоточиваются вокруг проблемы специфичности психопатологических симптомов, мы еще вернемся. Между обоими полюсами аффективных и шизофренных психозов простирается широкий пояс "атипических" психозов, которые по симптомам и течению отличаются от ядерных групп и являются самым большим яблоком раздора в частной психиатрии. Решающую роль отводит им Kleist и его школа. Pauleikhoff посвятил им особую монографию, а Elsasser занялся ими с точки зрения наследственной биологии.

Для аффективных психозов существует очень много обозначений. Самое употребительное выражение - маниакально-депрессивный психоз, но многие психиатры отвергают этот термин на том основании, что нельзя же назвать этих лиц психически больными, как мы называем слабоумных больных, душевнобольных с органическим поражением мозга или многих больных хронической шизофренией. Называть ли, однако, депрессивные бредовые идеи греховности или виновности нигилистического и ипохондрического характера тем же термином, что и шизофренные бредовые идеи преследования или любовный бред, это лишь праздный спор о словах. К. Schneider предложил для всех форм и степеней патологических явлений маниакально-депрессивного круга менее тягостный термин "циклотимия", причем циклотимная депрессия приравнивается к эндогенной. Другие авторы, как, например, Gruhle, применяют термин "циклотимия" к случаям частых, но легких маниакально-депрессивных колебаний настроения, в чем они следуют примеру Hecker и Kahlbaum. У Kretschmer же "циклотимия" уже не означает маниакально-депрессивного психоза. "Циклотимным" он называет предопределенные конституцией пропорции между полюсами веселья и тоски, часто наблюдающиеся в корреляции с пикническим телосложением. Терминами "меланхолия" и "меланхолическая депрессия" некоторые авторы обозначают то же, что и эндогенная депрессия, но другие понимают под ними лишь подавленно-печальное настроение, которое впервые проявляется при климаксе или инволюции. Мы сами в дальнейшем термин "циклотимия" употребляем как синоним маниакальных и депрессивных психозов, а понятие "меланхолический" применяем в смысле "депремированный, вне связи с теми или иными инволюционными психозами.
 
Было бы несомненно идеалом, если бы на основе поперечного разреза и с помощью характерных ведущих симптомов удалось набросать картину маниакально-депрессивного заболевания. Иногда, однако, психиатрия не может обойтись и без рассмотрения болезни в продольном разрезе, ибо во многих случаях лишь по ее течению можно судить, как следует в конце концов диагностировать данный психоз. И это зависит от того, что в психопатологии "специфических" симптомов мы не знаем.

Остановимся вкратце на вопросе, почему в маниакально-депрессивных психозах мы видим не аномально-реактивные переживания или развитие характера, подлежащее глубинно-психологическому анализу и психотерапевтической корреляции расстройство, а именно болезнь. То, что в глазах непредубежденного наблюдателя характеризует эндогенные психозы с точки зрения их возникновения и течения, есть прежде всего их исключительная стойкость по отношению к всяческим влияниям окружающего мира. Нам не известны те механизмы, вследствие которых на почве несомненного наследственного предрасположения возникают эндогенные психозы. Даже если и не представлять себе этой эндогенности слишком механически, то все же неоспоримо, что эндогенные психозы, как их описывает Kolle, наблюдаются лишь тогда, когда имеется соответствующее предрасположение. Неотвратимо роковой характер психотических вспышек всегда представлялся людям чем-то жутким; чтобы ослабить это чувство беспомощности, в разные времена и в разных формах стали появляться психологизирующие тенденции.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Ганс

Еще по теме:


Пациент, 15.12.2012 04:35:35
Я тоже депресняк тяжело переношу, башню наизнанку выворачивает.
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: