О причинах, вызывающих депрессивные и маниакальные психозы


Развитие маниакально-депрессивных фаз известным образом связано, по-видимому, особенно у женщин, с гормональными процессами, хотя и не столь отчетливо, как при шизофрении. Эндогенной депрессивной фазе в течение ряда месяцев и даже лет могут предшествовать периоды угнетенного настроения, связанного с менструальным циклом. Мы видели, как с наступлением беременности полностью излечивались долго тянувшиеся депрессивные фазы, но в то же время не так уж редко циклотимный психоз проявляется впервые во время родов или после аборта. Если даже не говорить о тех спорных инволюционных психозах, которые в первый и единственный раз развиваются во время климакса или примерно через 10 лет после начала инволюции, то в эти критические годы нередко наблюдаются и маниакально-депрессивные психозы. Такого рода психотические вспышки в связи с соматическими расстройствами не очень часты: по наиболее новым данным, они составляют в среднем 5%. Kinkelin нашел содействующую побудительную причину в 25% случаев эндогенных депрессий, причем в 30% из них причина носила соматический характер. Соблюдая логическую осторожность, Н. Meyer истолковал связь во времени между фазовой вспышкой и острым соматическим заболеванием как причинную среди 237 мужчин у 4,18% и среди 713 женщин (в числе которых были и беременные) у 7,1 %. Подобные соматореактивные поводы встречаются чаще, чем предполагают сторонники слишком уже жесткого понимания эндогенности. Что же касается психореактивных поводов к эндогенной фазе, то ясно выраженные случаи этого рода не очень часты, если принять во внимание значительное преобладание одно- или двухполюсных эндогенных аффективных психозов.

Как выразился К. Schneider, эндогенный психоз прерывает познаваемую для нас смысловую непрерывность существования совершенно так же, как соматические болезни. Эта формулировка, которую иногда неправильно понимали, означает, что для постороннего наблюдателя недоступен смысл существования эндогенного психоза в данном месте и в данный момент, если он попытается истолковать этот смысл на основе биографии человека в противовес соотношениям, наблюдавшимся при патологических психических реакциях. Ввиду упомянутых уже психологизирующих тенденций, которые проявляются при изучении психозов еще отчетливее, чем при изучении соматических заболеваний, а главным образом ввиду того, что нам ничего не известно относительно "соматоза" как постулируемой основы эндогенных психозов, критическое отношение к вопросу о психореактивных факторах здесь особенно уместно.

Вот цифровые данные самого последнего времени: 19% из 232 случаев Kielholz и 13% из 139 случаев у меня самого; таково же приблизительно процентное отношение и в статистических материалах Kinkelm. Kornhuber исследовал по 300 случаев циклотимной депрессии у мужчин и у женщин с точки зрения возникновения психоза под влиянием психических переживаний и нашел, что психическая провокация имела место соответственно в 7,3 и 5,7% всех случаев. Таким образом, частота здесь равнялась приблизительно частоте тех депрессивных фаз, которые возникали под влиянием соматических заболеваний, а у женщин в результате беременности. По словам этого автора, особенно часто психически провоцируется первая фаза. Относительный максимум этих случаев приходится у женщин на пятое, а у мужчин на пятое - шестое десятилетие, причем женщины здесь численно преобладают.

Несмотря на сравнительную редкость случаев психореактивной: этиологии маниакально-депрессивных психозов, для нозологического исследования именно эти случаи имеют принципиальное значение.

Против невротического характера этих психозов говорит, в частности, то, что они не поддаются психотерапевтическому воздействию, которое не в состоянии ни предотвратить наступление позднейших фаз, ни помешать переходу одной фазы в другую. Kranz, К. Scheider и др. правильно указали, что вопреки распространенному мнению, больной меланхолией "аутистичнее" многих больных шизофренией и что психотерапевтическая доступность шизофрении значительно больше, чем аффективных психозов. Помимо этого, в то время как судорожная терапия реактивных депрессий (неврозов) бесполезна, депрессии маниакально-депрессивной группы, как правило, особенно хорошо поддаются такому лечению, если только оно начато вовремя, т. е. не слишком рано.

Соблюдая всяческую осторожность, можно сделать вывод, что эндогенные депрессии и мании с точки зрения симптоматики и течения относятся к наиболее определенным типам психозов.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Ганс

Еще по теме:


Гость, 15.12.2012 05:03:48
Денег мало, а все вокруг дорого, вот вам и маньяк!
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: