Расстройство запоминания при симптоматическом психозе


Амнестический симптомокомплекс (корсаковский синдром) обычно уже не причисляется к синдромам острых типов психических реакций в понимании Бонхоэффера. Тем не менее мы не можем здесь полностью обойти вопрос о стойком амнестическом расстройстве, поскольку оно, как отметил уже сам Бонхоэффер, а за ним подчеркнули еще настойчивее Стерц, Эвальд и др., относится к осевым и обязательным признакам всей этой группы.

Исходя из того, что запоминание может нарушаться, классическая психология пришла к заключению о наличии особой "функции запоминания", которая и подвержена тем или иным расстройствам. В дальнейшем исследователи пришли к выводу, что нарушается не само запоминание, а его условия, вследствие чего акт запоминания становится невозможным. Запоминание, т. е. способность связывать настоящее с прошлым или, точнее говоря, превращать прошлое в настоящее, коренится в общем свойстве психического: любое текущее переживание (автоматически, без нашего преднамеренного участия) включать в "следовое поле". Этот ассимиляционный и интеграционный процесс совершается непрерывно; путем мнемотехники и заучивания он может быть несколько усилен, но его нельзя произвольно задержать. Мы не можем ни намеренно забывать, ни вообще не запоминать.

С другой стороны, репродукция определенного содержания, т. е. способность вычленить из следового поля определенную его часть, состоит в процессе дифференциации. Акт интеграции здесь находится в неразрывной взаимосвязи с актом дифференциации: не может быть и речи о запоминании, если нет возможности воспроизвести запомнившееся, т. е. способность репродукции какого-нибудь переживания не может служить единственным доказательством того, что акт запоминания вообще состоялся. И наоборот: мы не могли бы воспроизвести того, что не было бы прежде включено в общую массу содержаний, ибо только запоминание является первым условием репродукции.

"Удерживание в памяти" (запоминание) и "воспроизведение" - не две различные функции, из которых слагается функция запоминания, а две стороны единого и простого акта запоминания.
 
В ряде предыдущих работ нам уже приходилось доказывать, что при корсаковском психозе вся масса актуальных переживаний ни в какую интегративную конфигурационную связь со следовым полем не вступает: эти переживания не ассимилируются или ассимилируются очень слабо. В тяжелых случаях "минутного запоминания" содержания вообще не сочетаются друг с другом, т. е. два последовательных содержания существуют рядом, но не образуют пары.

Расстройство запоминания как обязательный синдром всех дефектов по экзогенному типу реакций побуждает искать сущность изменений в нарушении процессов формирования.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Клаус Конрад

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: