Как развивать речь трехлетнего ребенка?


Как развивать речь трехлетнего ребенка?
Прежде чем показать первую картинку, расскажите детям об Ане и Мите. (Перед Показом очередной картинки серии напомните малышам содержание одной-двух предыдущих, недавно рассмотренных картинок). Это важно, так как помогает ребенку войти в тот мир, в котором он пробудет часть времени сегодня и в который еще будет неоднократно приглашен в дальнейшем. Например, усадив малышей около себя, вы рассказываете: «Жила-была маленькая девочка. Звали девочку Аня. У Ани был братик Митя. Аня и Митя очень любили слушать сказки, которые им читала мама. Хотите посмотреть на Аню и Митю?» Получив согласие детей, вы показываете картинку.

Трехлетние дети очень инициативны. Они сразу же будут стремиться рассказать о том, что видят, перебивая друг друга: «Вот она, Аня... С мамой сидит... Мама читает... Аня к маме прижалась... Мама книжку читает... А Митя на полу сидит... Митя за мамину ногу держится» и т. д.

Высказавшись, малыши замолкают, и вы помогаете им рассмотреть Аню, Митю, маму, интерьер комнаты.

Неважно, с какого объекта вы начнете. Главное, чтобы дети сразу приучались рассматривать картинку в определенной последовательности: сначала рассматривали один объект и с вашей помощью охарактеризовывали его, затем рассматривали второй объект, далее - третий и т. д.

Рассматривая с детьми сюжетную картинку, не забывайте, что перед вами трехлетние малыши.

Не  утомляйте   детей   многочисленными вопросами. Помните, что на многие свои вопросы вы будете отвечать сами. Ваш вопрос заставит ребенка задуматься, сосредоточиться, а ваш ответ на вопрос доставит малышу удовольствие.

Радуйтесь любому самостоятельному высказыванию ребенка и бережна относитесь к его словесному творчеству.

Не предлагайте ребенку повторить искаженное им слово правильно, ориентируясь на ваш образец. Трехлетних детей это раздражает. Проговаривайте трудное для малыша слово сами, четко артикулируя звуки.

До четырех лет представления ребенка напоминают живописное лоскутное одеяло. Ребенок многое знает, но известные ему объекты и явления вступают по его воле в причудливое взаимодействие; причина и следствие часто меняются местами, как у горьковского воробьишки: человек, хоть и велик, а жалок - крыльев у него нет, мошки его едят.

Ваши рассказы, пояснения, ответы на вопросы, в том числе на ваши собственные, очень важны. Ребенок начинает видеть связи, действительно существующие между определенными явлениями, и радуется своим новым открытиям («Лошади не едят ни мышей, ни котят, ни других живых существ. Они щиплют траву и едят овес»; «Собаки и кошки детенышей в зубах таскают, за загривок. И малышам не больно»).

Обязательно:
- завершайте рассматривание рассказом, который сложится у вас по ходу описания картинки;
- не забывайте руководствоваться нашими вариантами рассказов, в которые включены диалоги. Диалоги дети легко запоминают и воспроизводят (в пособии «Как много интересного вокруг» образцы рассказов даны в методическом руководстве к серии);
- повторяйте рассказ. Теперь его можно дополнить и усложнить.

Предоставляйте возможность тем, кто захочет, постоять около рассмотренной с вашей помощью картинки. Ваше присутствие при этом обязательно. Один ребенок будет тыкать пальцем (карандашом, указочкой) в картинку со словами: «Вот, видишь, вот!» - и вы поспешите рассказать ему о понравившемся персонаже или эпизоде. Другой будет рассказывать самостоятельно, подражая вам, и ему необходим в вашем лице добрый и прилежный слушатель.

Итак, день за днем вы будете рассматривать с детьми картинку за картинкой. Оптимальные интервалы между занятиями- 1-3 дня.

За 2,5-3 месяца (октябрь - декабрь) вы познакомите детей со всеми сюжетами серии. Сделайте перерыв на 2- 3 месяца, а затем опять начните рассматривать эти же картинки. Вы убедитесь, что речевая активность малышей заметно повысилась, что дети употребляют много новых слов, но часто их искажают, что в детских высказываниях появились сложные предложения (с однородными членами предложения, с прямой речью). Не тревожьтесь, если заметите, что ребенку как будто бы все равно, слушаете вы его или нет. Он с удовольствием начинает рассказывать о содержании картинки и тотчас же сообщает, что его заинтересовало, волнует. Это свидетельствует о том, что ребенок развивается нормально и благополучно перешел на новую ступень в своем развитии.

В серии есть картинки, которые объединены заголовками: «Что Кис и дети увидели в деревне», «Аня, Митя л Кис в зоопарке». Их рассматриванию должны предшествовать ваши рассказы о том, как мама, папа, Аня, Митя и Кис собираются в деревню, как они живут на природе. Вот их примерное содержание.

1. Мама, папа, Аня и Митя решили поехать в деревню.
- Ура! - закричал Митя.
- Ура! - закричала Аня.
- Ура! - промяукал Кис.
- Ура! Ура! Ура! - неслось изо всех комнат квартиры.
-  ура! - сказала мама. И вдруг спросила: «А на чем мы поедем?»
Митя сказал: «Мы полетим на... («Мы полетим на самолете, вертолете, ракете», - могут подсказать ребята. Вы выбираете вариант, который вам больше подходит.)
- Мы полетим на вертолете, - сказал Митя, - потому что мы никогда на вертолете не летали.
- Нет, мы поедем на... поезде (электричке), - решила Аня. - Это очень интересно. Можно сколько хочешь смотреть в окно. И если остановка большая, то можно вместе с мамой выйти на... перрон. И что-то купить на станции.
- Мы, дорогие мои малыши, поплывем на теплоходе, - сообщил папа. - Собирайте свои игрушки и вещи...

2. Какие вещи пригодятся в деревне?
Вещи - это не игрушки. Ведь папа сказал: «Собирайте игрушки и вещи». Вещи - это вещи.
- Папа, мой зонтик - это вещь? - спросила Аня.
- Вещь, - подтвердил папа. - И весьма нам необходимая.
- А панама - вещь? - уточнил Митя.
- Вещь,- сказал папа.  - И тоже необходимая.

И дети сложили в папин рюкзак следующие вещи... (Дети называют вещи, а вы соглашаетесь или не соглашаетесь с их ответами.)

В мамину сумку упаковали игрушки. Дима взял в деревню... (дети перечисляют игрушки). Аня взяла с собой...
А Кис...

Страница 4 - 4 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  Людмила Топоркова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: