Как развивать речь трехлетнего ребенка?


Как развивать речь трехлетнего ребенка?
3. Ох и интересно в деревне! Дома там одноэтажные. Под окнами зеленая травка.
На улице можно встретить живую лошадь, а можно встретить... (ответы детей).
Мите нравится собака по кличке Найда, но она не нравится Кису, Кису нравится... (ответы детей).

4. На грядках растут и вызревают самые разные овощи. И огурцы, и кабачки, и... (ответы детей). Митя любит есть... Аня любит грызть... Кис с удовольствием нюхает...

5. Пришел месяц июль, поспели ягоды. Дети попробовали клубнику, смородину...
Митя помогал маме собирать... Аня варила с бабушкой... Кис вместе с Аней ставили банки с вареньем...

6. Летом хорошо. У ребят много интересных дел.
Они загорают, играют в песке... (ответы детей),
Любимое Анино занятие...
Любимое Митино занятие... Любимая забава Киса-

Параллельно с рассказами вы знакомите детей со следующими картинками: «Про лошадку и котенка», «Про собаку и щенка», «Птичий двор», «Очень странная лошадка».

С детьми этого возраста надо постоянно рассматривать книжные иллюстрации, но собственное восприятие ребенка весьма поверхностно. Дети спешат перечислить изображенные предметы и мало обращают внимания на их взаимосвязи. «Почитай книжку», - просят малыши и несут вам издание сказки «Маша и медведь» с прекрасными иллюстрациями художника Н. Устинова.

- Жили-были дед и баба, - начинаете вы свой импровизированный рассказ. - А где они, дед и баба?
- Вот, - говорят дети и показывают нужную картинку.
- Почему же это баба и дед? Может быть, это мама и папа Машеньки?
- Нет, - возражают дети. - Бабушка в платочке, а дед с бородой.
- С бородами бывают и молодые мужчины. Вот у Никиты папа с черной бородой.
- Вот он, дед с белой бородой.
И вы соглашаетесь, что на картинке нарисованы дед и баба.
- Какие хорошенькие девчушки, но почему они в таких длинных нарядных сарафанах в лес собрались? - продолжаете вы разговор.
- Так надо! - не сдаются дети. - Нарядились.
- А на ногах у них что за обувь?
Дети называют: тапочки, ботиночки, сандалии.
- Лапоточки, - подсказываете вы. - Их из лыка плели, а лыко с лип обдирали. Потом лыко в воде вымачивали, чтобы было мягким, эластичным. Девочки в длинных русских сарафанах до пят, в лапоточках - так раньше, очень давно, одевались дети в деревне. Сказка-то долго на свете живет.
- Надо же! - вы продолжаете рассматривать книжку. - Медведь себе избушку построил в очень красивом месте: в глухом лесу, на берегу большой реки. Митя вчера сказал, что здесь две реки. А я уверяю вас, что здесь одна река. Кто же прав?
Дети утверждают, что на картинке - две реки, но обязательно найдется ребенок, который вдруг покажет, как река изгибается, делает поворот.
И дети с удовлетворением рассматривают хитрую картинку...

К концу года можно заметить у многих малышей проявления юмора. Это прослеживается и при рассматривании картинок. Для малышей становятся привлекательными картинки-путаницы, но только если воспитатель помогает их рассматривать. Здесь тоже очень важно пошаговое восприятие рисунка. Примерно такое: «...Ну и картинка. Кто-то что-то здесь явно перепутал. На диване сидит... Медвежонок. Очень странный Медвежонок сидит на диване. Две лапы - медвежьи, а две (показываете)... как у хрюшки. А сам диван! Одна ножка диванная, а другая... бабы-ежкина, куриная. По телевизору идет мультфильм, а телевизор... не включен». И т. п. Дальше дети самостоятельно рассматривают смешную картинку, показывая ее друг другу.

В ближайшие дни малыши возвращаются к этой картинке, но хотят, чтобы рассказывали вы, а сами охотно вам помогают. Обнаруживается группа детей, которые заливаются смехом, стоит вам показать на объект, неправильно нарисованный художником... «А здесь-то что?!» - говорите и показываете вы, и дети хохочут. К счастью, им уже начинают нравиться рассказы в картинках Н. Радлова, но и здесь малыши предпочитают, чтобы вы много раз вместе с ними рассматривали забавные приключения очень симпатичных животных; активно помогают вам при описании событий. Например:

- Жила-была очень хорошенькая беленькая кошка. Хозяйка ее любила и даже бантик ей на шейку привязывала. Жила кошка в квартире. Но эта кошка была ужасно вредная.

А на улице жила собачка. Она не любила беленькую кошку, лаяла на нее, и кошка очень сердилась.

Однажды собака спала под окном, а рядом стояли грабли. Вредная кошка взяла и сбросила на собаку горшок с цветком, который стоял на окне. Попади горшок на спящую собаку, ей было бы худо. Горшок мог разбить собаке голову или перебить лапу.

Но зло наказуемо! Горшок попал на грабли. Грабли наклонились и стукнули кошку по голове. Еще секунда, и кошка завоет от боли и свалится с подоконника.

А собака? Собака проснулась, увидела разбитый горшок и ничего не поняла.

И хорошо! Пусть не знает о том, что кто-то хотел причинить ей зло.


Ролевые диалоги

Существуют игры, в которых воспитатель и дети ведут между собой диалоги. Эти игры - прекрасное средство для развития речи ребенка, для совершенствования его умения высказывать свои мысли. Однако здесь речь пойдет не о самостоятельной игре детей, в которой иногда участвует и педагог и которая развивается по особым законам. Мы рассмотрим вопрос об осуществлении речевой политики через особую форму игры. При этой форме ведущая роль принадлежит воспитателю, а ребенок, взаимодействуя с ним, говорит (за себя, за какого-то героя), но не совершает никакого ролевого действия.

Мы уже писали о том, что трехлетний ребенок стремится к самостоятельности, активен и инициативен. У малыша накоплен неплохой запас представлений об окружающем мире, и ребенок характеризует его с помощью разнообразного словаря. Но связи, которые образовались в сознании малыша и отражают его представления о взаимодействии предметов и явлений действительности, далеки от совершенства и весьма причудливы. Так, по данным Г. М. Ляминой, трехлетние дети с большими трудностями характеризуют ситуацию, требующую соблюдения какого-то правила. Например, на картинке изображена девочка, которая собралась стирать и приготовила фартук. Зачем девочке нужен фартук? Исследования свидетельствуют, что дети четвертого года жизни успешно характеризуют действие, изображенное на картинке, но далеко не всегда могут назвать действия, которые ему предшествовали (приготовила тазик с водой и мыло) и которые за ним последуют (прополощет белье и повесит сушиться). Чтобы связать в единую цепочку настоящее, прошедшее и будущее действие, ребенку нужна помощь..

Все эти задачи успешно решаются посредством игр. В них ребенок приобретает опыт общения со взрослыми. Особое внимание воспитатели уделяют обогащению речи детей формулами речевого этикета. Эти формулы воспитатель должен чаще употреблять в собственной речи.

Страница 5 - 5 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  Людмила Топоркова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: