Как развивать речь трехлетнего ребенка?


Как развивать речь трехлетнего ребенка?
Рассмотрим примеры таких игр.

«Помогите, доктор
Воспитатель ставит рядом с собой 5-6 игрушечных животных, у всех забинтованы (заклеены) лапы, уши, шея, глаз и т. п. Надевает белый халат (или шапочку), говорит, что он доктор Айболит, жестом указывая на больных животных.
К доктору обращается ребенок. Может состояться примерно такой диалог.
- Здравствуйте!
- Добрый день, Алеша. Что-то случилось?
- Да. Хрюша заболел.
- А что у Хрюши болит?
- У него болит ушко.
- Ты не знаешь, дорогой мой мальчик, почему у Хрюши заболело ушко?
- Знаю. Хрюшу ужалила сердитая оса... В ушко ужалила. .   - За что же это сердитая оса ужалила Хрюшу?
- Просто так ужалила. Он ее только хотел получше рассмотреть. А она его ужалила.
- Бедный Хрюша. Впрочем, Хрюша сам виноват. Он же не предупредил осу, что просто хочет получше рассмотреть ее. Оса, должно быть, подумала, что он ее схватить хочет. Ей страшно стало. Оса маленькая, а Хрюша большой. Но мы отвлеклись. Что же у Хрюши с ушком?
- Оно распухло. У Хрюши температура.
- Посмотрим, посмотрим...
Доктор развязывает повязку, вытаскивает «жало», смазывает ухо и отдает Хрюшу Алеше. Советует впредь быть осторожнее с осами.
Доктор принимает очередного пациента. Дети по соседству с доктором занимаются своими делами, но слышат разговор Айболита со сверстниками и даже подают реплики. По собственному желанию приходят к Айболиту с любой игрушкой.
В эту игру можно играть в течение всего года. Она не надоедает детям, так как каждый раз ребенок идет с новой версией - причиной заболевания игрушки, и диалоги совершенствуются. Ребенок использует то, что слышал от педагога и от других детей, но может найти и что-то свое, оригинальное.

«Ты кто? Зачем пришел?»
Всем педагогам известно, что дети никогда не оставляют любимого воспитателя без внимания. Только он сядет, чтобы передохнуть, как кто-то тотчас же оказывается рядом. Чаще всего дети прибегают к помощи игрушки. Они ведут диалог от ее лица.
- Здравствуй, это я!
- А ты кто? - Я обезьянка.
- А как тебя зовут?
- Меня зовут Чита.
- Очень приятно, милая Чита. А меня зовут Нина Петровна. Должно быть, ты пришла спросить, как я себя чувствую.
- Да. Как ты себя чувствуешь?
- Спасибо, Чита. Я сегодня добра, весела. Хочешь, я угощу тебя бананами? Мне известно, что все обезьяны любят бананы.
- Конечно, хочу... Все. Съела!..Я пошла...  Дима, - шепотом   говорит   мальчику   воспитатель, - подскажи Чите, как лучше поблагодарить меня за угощение. Можно сказать: «Спасибо, дорогая Нина Петровна. Я давно не ела таких замечательных бананов. Большое спасибо». И т. п.

«А ты скажи: «Не хочу
Ребенку хочется поиграть с вами. Не спешите проявлять инициативу, выслушайте малыша и подчинитесь его инициативе. Ребенку важно, чтобы на его вопросы вы не давали утвердительных ответов. Тогда у малыша появится возможность «опрокинуть» на вас все те аргументы, которые используют в общении с ним близкие ребенку люди. Он выступает как осведомленный и знающий человек.
- Ты теперь медвежонок, - говорит малыш, усаживая игрушку к вам на колени.
- Хорошо, - соглашаетесь вы. - Я медвежонок,
- Ты есть хочешь?
- Хочу!
- Нет! - говорит ребенок. - Скажи: «Не хочу!»
- Не хочу! - капризничаете вы.
В ответ вы услышите длинный монолог. Примерно такой: «Как это не хочу?! Не, будешь есть--не вырастешь. Ручки и ножки будут как палочки тоненькие. Тебя будет ветер уносить. И голова будет лысая...» И т. п.

«Кем будешь ты? А я кем буду?»
Ребенок предлагает вам поиграть в дочки-матери. Мы советуем вам взять на себя роль дочки. Кроме удовольствия от общения с ребенком, вы получите информацию о взаимоотношениях малыша с матерью, о семейных ритуалах, о мерах поощрения и наказания, применяемых к этому малышу, и др. Эти сведения помогут вам лучше понять малыша, выбрать наиболее актуальные темы для бесед с родителями в плане определения единых подходов к воспитанию ребенка.
Приведем примеры игровых диалогов.
- Мамочка, разреши мне сегодня надеть в детский сад новое розовое платье с вышивкой.
- Не разрешу. Ты его обольешь и загрязнишь. Ты же у меня хрюша.
- Нет, я не хрюша, не хрюша. А платье можно выстирать!
- И будет оно уже не новое, а старое.
- Мамочка-мамуленька! Можно я сегодня в детский сад не пойду?
- Нельзя! Разве сегодня выходной? Живо одевайся, а то я из-за тебя на работу опоздаю... Ты где? Опять фокусничаешь? Сейчас возьму ремень... Считаю до пяти...
- Мамочка, а что больше - три или пять?
- Пять.
- А почему?
- Пять дальше стоит...
- Мы пойдем в воскресенье в лес?
- Нет. Мы поедем к бабе Але. Она пироги с капустой испечет и курицу вкусную изжарит... в духовке.
- Ура! А как меня баба Аля называет, когда очень-очень любит?
- Пчелка моя, а еще - моя ягодка...

Играя роль ребенка, постарайтесь по-разному обращаться к «маме», обогащая словарь малыша, например: «Дорогая мамочка! Можно я сегодня не пойду в детский сад, а ты не пойдешь на работу?; Милая моя мамочка! А что ты мне дашь на завтрак? Я не буду есть гречневую кашу, Я хочу картошки; Любезная моя мамуленька! Ты почитаешь мне толстую книжку?; Золотая моя мамочка! Я не хочу надевать платок и эту тяжелую шубу; Мамочка-мамуленька, можно я посмотрю фильм для взрослых и попозже лягу спать?; Ты, моя мамочка, лучше всех мам на свете. Что ты споешь мне перед сном» И т. д.

Когда дети побудут в роли мам и пап, можно «попроситься» в дети одновременно к мальчику и девочке. Теперь, отвечая на ваши просьбы, дети, как умеют, согласовывают свои действия.

Внимание! Эта игра дает довольно четкое представление о том, какие душевные нити связывают ребенка с его матерью и отцом. Предложите мамам и папам тоже поиграть в нее с детьми.
Страница 6 - 6 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  Людмила Топоркова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: