Детский аутизм, симптомы

Здесь же коснемся особенностей мимики. Как правило, у аутичных детей красивые лица с четко «прорисованными» чертами («лицо принца»). При всех индивидуальных различиях лица в целом обладают трудно объяснимым, но вполне определенным сходством. С первого взгляда трудно сказать, чего не хватает в таком лице. И только проведя с ребенком значительное время, удается заметить, что по выражению лица трудно определить эмоциональность. Постоянно сонно-задумчивое с оттенком недоумения выражение лица иногда определяет сравнение с говорящей куклой. Это не гипо- или амимия больных с органическими мозговыми поражениями - нет стертости черт, лишающей лицо всякого выражения, и слабости мимической мускулатуры, благодаря которой лишь иногда промелькнет слабая тень вполне адекватной эмоциональности. Это и не диссоциированная мимика больных шизофренией, не соответствующая переживаемым эмоциям либо с манерно-карикатурной рассогласованностью отдельных мимических элементов. В лице аутичного ребенка все правильно, пожалуй, даже слишком правильно. Но губы не тронуты улыбкой или печалью, брови не поднимутся в удивлении, глаза не распахнутся навстречу радости. И только сильные воспринятые стимулы изменяют, определяют выражение лица. Мы обозначаем это как мимическую атонию. В целом сохранные отдельные жесты не объединяются в согласованный и динамичный ансамбль и не выполняют той коммуникативной функции, которая присуща жестикуляции здоровых детей. Ребенок с аутизмом, как правило, не показывает на интересующий его предмет, а просто тянет взрослого за руку в нужном направлении. Жесты пластичны, но в них недостает той выразительности, по которой можно понять содержание разговора, не слыша слов.
Когда удается получить достаточный самоотчет или описание поведения, нетрудно убедиться в сложности и дифференцированности эмоциональной жизни.
Практически всем аутичным детям присущи те или иные особенности развития речи при недостаточности коммуникативного пользования ею. К 5-6 годам, а иногда и в более старшем возрасте, ребенок может не пользоваться речью как средством общения, но время от времени произносить отдельные слова или фразы, свидетельствующие о сохранности и продолжающемся развитии речевых навыков. У здоровых детей диалог предшествует монологу и именно диалог имеет социальную значимость для ребенка; у аутичных детей эта последовательность извращена, и в ряде случаев при наличии монологической речи диалог отсутствует. Темпы созревания речи могут значительно варьировать, в целом отличаясь неравномерностью и асинхронией. Если речь развивается, можно отметить необычность первых слов, начало фразовой речи раньше ходьбы. Фразовая речь может формироваться с задержкой и (или) без предшествующего этапа отдельных слов. Один из детей, музыкально одаренный мальчик, впервые заговорил в 3 года, произнеся фразу из песни. Другой также впервые заговорил в 3 года - это была фраза из сказки, которую ему рассказывала в возрасте около года гостившая в семье бабушка. Могут выявляться дефекты произношения, заикание, но они не определяют основных характеристик речи. У одних детей словарь мал и беден. У других речь с самого начала пользования ею богата и сложна, с грамотным использованием развернутых фразовых конструкций, причастно-деепричастных оборотов и производит впечатление «взрослой» речи. В таких случаях нередко и повышенное внимание ребенка к правильности речи окружающих. Однако использование речи, как правило, отмечено ригидностью, негибкостью. Предпочтение «звучных» слов и оборотов, «каллиграфичность» речи выглядят неуместными, а речь в целом производит впечатление искусственности, неестественности и штампованности. Часто ребенок, блестяще оперируя «словесными оболочками», значительно менее успешен в смысловом и, особенно, образном плане. При анализе речи в раннем возрасте нам удалось отметить один существенно важный момент: отсутствие звукоизобразительных и звукоподражательных образных слов, наличие которых в речи здоровых детей раннего возраста отражает закономерный этап развития.
У здорового дошкольника абсолютно преобладает наглядно-действенное значение слова, и он никогда не скажет, что собака - это животное, он всегда будет давать конкретную характеристику собаки. Аутичный же ребенок более часто и успешно оперирует обобщающими понятиями, наглядно-действенный аспект для него труден.
Аграмматизмы могут быть связаны с уровнем интеллектуального развития, особенностями речи окружающих. Нередко фразовая конструкция выглядит иноязычной. Так, 6-летний аутичный мальчик на вопрос, куда он бежит, ответил: «Из шишки в книжке сделану сову смотреть». Как оказалось, речь шла о принесенном букваре, на обложке которого была изображена сделанная из шишки сова (наблюдение проф. Р. А. Харитонова).
Особо подчеркнем, что указанные особенности речи выявляются и у детей, речь которых развивается с задержкой.
Для речи аутичных детей типичны эхолалии, необычное интонирование и модулирование. Эхолалии не столько воспроизводят непосредственно услышанное, сколько значительно отставлены во времени. Отставленные эхолалии в сочетании с необычным модулированием характеризуются как «попугайная» речь, с точным воспроизведением интонаций - как «патефонная», с бедным интонированием - как «механическая». Эти особенности могут чередоваться или сочетаться у одного больного. Эхолалические отставленные феномены, как правило, не связаны с актуальной ситуацией. Вдруг, ни к кому не обращаясь, ребенок несколько раз повторяет когда-то слышанную фразу, смысл которой ему явно непонятен.
Более 75% детей на тех или иных этапах развития проявляют избирательное отношение к словам и выражениям, своеобразную зачарованность ими, которая напоминает соответствующее отношение к предметам. Одни слова вызывают страх. Другие произносятся подолгу и с явным удовольствием - например, «мисклерон, электричка, Леопольд, корректор». Нередко эти слова ребенок не может соотнести с предметом.
Родители нередко оценивают такое пристрастие к «умным» словам как свидетельство хорошего развития, а непосредственные эхолалии - как коммуникативную речь. Это может затруднять получение адекватных сведений о ребенке. Редко встречающиеся неологизмы соответствуют представлениям о словотворчестве в ходе нормального развития; они, однако, возникают позже, чем в норме, и только при благоприятной динамике состояния.
В речи отражаются особенности аутоидентификации и личностной интеграции. Около 70% аутичных детей осваивают дифференцированное использование личных местоимений в срок до 5 лет. Но, если ориентироваться на возраст 3-3,5 лет (срок освоения личных местоимений детьми контрольной группы психически здоровых детей), то оказывается, что освоение личных местоимений запаздывает более чем у половины детей. Многие еще к 6-7 годам называют себя по имени, либо используя местоимения 2-го и 3-го лица, не пользуются притяжательными местоимениями. Некоторые, правильно называя себя при вопросах об имени, в спонтанной речи никак себя не обозначают и пользуются преимущественно повелительными глагольными формами (дать, пить, сделать). Формы отрицания и утверждения («да» и «нет») тоже осваиваются с задержкой - в наших наблюдениях появление этих форм после 6 лет отмечено почти у 1/4 детей. Существенно, что и жестовые эквиваленты этих форм развиваются позже, чем в норме.
Задержку развития личных местоимений обычно трактуют как проявление первичной задержки развития «я». При этом указывают, что «я» и не эхолалируется, даже если стоит в конце фразы. Лишь у Lutz находим осторожное предположение о первичной задержке развития понятия «они».
По нашим данным, речь идет не о собственно патологии «я» в виде недоразвития, утраты или дезинтеграции «чувства Я», аутоидентичности, а об одном из проявлений нарушения познавательного развития.
На первых этапах появляющееся слово «я» используется непостоянно - требуются стимуляция, напоминания. Более или менее освоив его употребление, аутичные дети в состоянии раздражения могут возвращаться к обозначению себя формами второго и третьего лица. У родителей при этом возникает впечатление, что ребенок делает это «назло». В замедленном и асинхронном виде разворачивается закономерная этапность формирования отношений: отношение к миру предметов, выделение человека из мира предметов, отношение к другому человеку как к субъекту и, наконец, идентификация себя как субъекта и объекта познания, как личности. Последний этап знаменуется развитием «я». Успешное и своевременное прохождение этих этапов зависит от познавательных возможностей. При аутизме возможно развитие до завершающего этапа либо остановка на любом уровне, например на уровне перехода от предметных к элементарным человеческим отношениям. Однако для детского аутизма характерна эта естественная последовательность, искажаемая неравномерностью и асинхронностью, часто -на фоне ретардации. Два последних этапа крайне редко проделываются полностью. Достаточно глубокое восприятие другого человека, как не только объекта, но и субъекта, по существу, практически недоступно подавляющему большинству детей. С другой стороны, уже воспринимая себя как субъект, они испытывают затруднения в осознании себя и как объекта, в соотнесении своей субьектности и объектности.
Заслуживают внимания особенности половой идентификации. Первые вопросы о различиях полов, происхождении детей и т. д. отчетливо запаздывают. Идентификационное предпочтение игр выражено слабо. С учетом неконтактности понятно практически полное отсутствие игр в «доктора», «папу - маму» и др., удовлетворяющих связанную с полом любознательность. Вместе с тем, уже в дошкольном возрасте могут иметь место манипуляторная мастурбация, условно сексуальные проявления. У некоторых детей в структуру ритуального поведения включены сексуальные компоненты, например тесное сжимание бедер при напряжении тела, гиперемии лица с последующим расслаблением и выражением удовлетворенности. Подобные ритуалы мы обозначаем как оргастические. При выражено органическом аутизме нарушения более грубы: обнажение и демонстрация гениталий, демонстративный онанизм, импульсивные сексуальные поступки. Иногда при грубо-органических картинах это носит характер сексуального интереса к людям при отсутствии общения как такового. Тогда выявляется недостаточность, дисгармоничность сексуальной аутоидентификации.
Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец
Еще по теме:
![]() |