Детский аутизм, симптомы

Павел Ш., 5,5 лет. С детьми не общается. Контакт со взрослыми крайне ограничен. Обнаруживает сексуальность в отношении к окружающим вне зависимости от их пола. При записи ЭЭГ заявил лаборантке: «Сейчас юбочку подниму и грудки трогать буду», а мужчинам (врачу и психологу): «Сейчас трогать буду».
В пре- и пубертатном возрасте при благоприятной динамике общего состояния можно наблюдать некоторое «наверстывание» сексуальной идентификации и известную ее гармонизацию. При неблагоприятной динамике физические составляющие сексуальности проявляются более грубо и в отрыве от психической составляющей. Подростковая мастурбация окрашена сексуальными - преимущественно вербальными - фантазиями. В юношеском возрасте становится очевидной недостаточность и дисгармоничность поло-ролевой идентификации и ориентации, которая может существенно препятствовать успешной социальной адаптации.
Нарушения мышления, несмотря на отсутствие структурных и бредовых расстройств, при детском аутизме сложны и многообразны. У детей с выраженным психическим недоразвитием выявить их трудно. Но и у них на клиническом уровне обнаруживается западение практических навыков при достаточной или гипертрофированной ориентировке в абстрактно-вербальных операциях. Это может выражаться в предпочтении «звучных», но непонятных слов, наличии парциально сохранных или усиленных счетных навыков, напоминающих таковые у «патологических счетчиков» и т. д.
Вова Р., 5 лет. Себя не обслуживает. С детьми контакта нет. Рано начал считать и подсчитывал Есе, с чем сталкивался, без затруднений определял день недели по числу на несколько лет вперед. В 7 лет, находясь в дневном стационаре, был свидетелем разговора санитарок об ошибочном начислении одной из них заработной платы. Мальчик вмешался в разговор: «Сколько ты получаешь?» и тут же сообщил причитающуюся ей сумму, совпавшую с результатом последующих длительных пересчетов в бухгалтерии.
Эту наиболее общую особенность мышления при аутизме - западение результативности в предметных, конкретных операциях и успешность в операциях вербальных - очень точно охарактеризовал один из родителей: «Если в смысле теоретическом он на две головы выше сверстников, то в практическом - на две головы ниже». Успешно осваивая содержательную часть школьной программы, эти дети часто не умеют правильно держать карандаш, шнуровать ботинки, правильно расположить задания в тетради и т. д. У детей с сохранным интеллектом ряд характеристик мышления (беглость речи, зоркость в поисках проблем, легкость генерирования идей, отдаленность и оригинальность ассоциаций) приводит к оценке мышления как проблемного, дивергентного, обычно связываемого с высоким творческим потенциалом. Однако реализации последнего часто мешают малая контактность и практическая несостоятельность.
При умеренном снижении интеллекта эти особенности часто реализуются в псевдопроблемном «рассуждательстве».
Один из наблюдавшихся детей в раннем возрасте «изучал» цветы, другой - насекомых. Оба знали массу названий, в том числе - латинских, различали виды и подвиды и т. д. Они могли часами говорить об этом, составлять классификации, но их знания оставались только «островком» осведомленности мало ориентированных в реальной жизни детей.
Профессор Н. Н. Трауготт сообщила нам о мальчике 10 лет, который писал задачник по арифметике для младших классов, так как считал существующий неверным и тяжелым для детей. Его задачник не был лишен методического интереса, но задачи в нем были такого типа: «В один магазин завезли с базы 300 г колбасы, а в другой - 2500 кг... В одном пионерском лагере было 12 детей, в другом - 400, в третьем - 300...».
Примечательны увлечения детей с аутизмом, отражающие особенности их мышления. При оценке увлечений мы исходим из мнения А. Е. Личко, рассматривающего их, с одной стороны, как особую категорию психологических феноменов, интенсивно эмоционально окрашенных структурных компонентов мышления и личности, а с другой - при чрезмерной их выраженности - как психопатологический феномен. Увлечения выглядят странными и необычными до эксцентричности, не опирающимися на жизненный опыт. Они отличаются опережающим несоответствием паспортному возрасту и общей жизненной ориентированности. У одних детей они часто сменяются, у других - сохраняются на многие годы, у ряда - определяют будущую специальность. По содержанию они могут быть охарактеризованы как интеллектуально-эстетические, а по интенсивности - как неудержимые, близкие к доминирующим или сверхценным. У части детей они представляют собой самодовлеющую ценность с акцентом на процессе, а не на результате. Ряд больных достигают значительных успехов в сфере своих увлечений.
Вова А., 10 лет. К сверстникам никогда не тянулся, всегда предпочитал занятия в одиночестве или со взрослыми. В 2 года его внимание привлек игрушечный поезд. В 3 года ему подарили детскую электрическую дорогу, и у него возникли первые вопросы об электричестве. В 5 лет он все время отдавал опытам с электричеством, починил тройник, выключатель, игрушечную электричку. Одновременно увлекался опытами с водой, устанавливая все новые закономерности относительно ее уровня, поверхностного натяжения и проч. С 6 лет увлекся музыкой, сам сочиняет небольшие композиции. В 1-м классе совершенно самостоятельно «открыл» отрицательные числа и технику их сложения - вычитания (живет с матерью, преподающей черчение в школе и не имеющей возможности уделять ему много времени). Рассказывает: «Получил во 2-м классе двойку. А за что? Надо было от 400 отнять 200, к 400 прибавить 200 и результаты сложить. Плюс 200 и минус 200, естественно, уничтожаются, а дважды 400, естественно, 800. Я понимаю, что смысл был посчитать, но ведь скучно. И не двойку же за это ставить». В 3-м классе из карандашного грифеля и проволочки собрал реостат, который работал. К 10 годам самостоятельно прошел теоретический курс физики за 8-й класс; любимое его занятие - чтение книг по физике. Художественная литература его не интересует: «Книга ради книги - ничего интересного». В школе одинок, не понимаем ни сверстниками, ни учителями, Среди тех и других слывет «дурачком». Мальчик к общению и не стремится, отношения в школе задевают его не тем, что нет друзей, а тем, что обижают и мешают. Настроения собеседника не улавливает. Беседы проходят на уровне безличного обмена информацией.
Фантазирование (у детей с достаточным для продуцирования фантазий уровнем психического развития) тесно переплетается с увлечениями и образует вместе с ними единый, трудно членимый комплекс. Фантазии могут носить компенсаторный характер (чаще у детей школьного возраста, переживающих проблемы общения) или представляют собой самостоятельную ценность как вид деятельности. Сами дети описывают их словами «фантазия», «игра» и всегда отличают от реальной жизни. В отдельных случаях они достигают уровня сверхценности и тогда приближаются к бредоподобным фантазиям. Каждый такой случай нуждается в специальном дифференциальном диагнозе с шизофренией.
Характерна необычная механическая память. Иногда она проявляется только в отношении того, что привлекает особое внимание ребенка или входит в круг его интересов, иногда - по отношению почти ко всему, с чем ребенок сталкивается. Запоминаются обычно либо вербальный материал либо фрагменты визуальных образов (например, не пейзаж в целом, а какой-то один дом, арка, поворот). Целостные образы, особенно человеческие лица, запоминаются плохо. Постоянно приходится сталкиваться с тем, что дети узнают врача по каким-либо отдельным атрибутам его образа или обстановки: кабинет, очки, костюм. Сталкиваясь же с необходимостью опознать человека и изменившейся ситуации или при изменении одежды, они часто оказываются несостоятельными.
Воспроизведение, как нам удалось отметить, характеризуется тем, что оно значительно ниже в период сразу после события и выше по прошествии некоторого времени. Аутичный ребенок, даже если его интеллект и речь достаточно развиты, не рассказывает, например, о событиях прошедшего дня. Однако, спустя 2-3 месяца, он самостоятельно возвращается к этому и дает исчерпывающий рассказ. Эта же закономерность прослеживается в ходе медико-педагогической работы. Благодаря механической памяти событие или навык сохраняются и воспроизводятся в однажды воспринятом виде, так что коррекция ранее приобретенных неверных образцов очень трудна.
Некоторые особенности памяти находят свое объяснение в особенностях внимания. Такие характеристики его, как пассивность, трудная фиксация, неустойчивость и истощаемость, малый объем, лишь отчасти описывают особенности внимания при аутизме; в гораздо большей мере внимание характеризуется избирательностью и отсутствием поведения, демонстрирующего внимание. Ребенок не смотрит, но видит; не замечает главного - целостного образа ситуации и определяющих деталей, но фиксирует малозначащие предметы и детали ситуации. В сочетании с необычной механической памятью это часто поражает воспитателей и педагогов, осваивающих какой-либо материал с живой и заинтересованной группой и вдруг обнаруживающих, что сидевший в стороне от всех и не проявлявший никакого интереса к занятиям ребенок полностью воспроизводит, например, длинное стихотворение.
Патологию восприятия в виде галлюцинаторных феноменов при самом детальном и предвзятом анализе выявить не удается. Иногда можно предположить облегченное возникновение аффективных иллюзий. В ряде случаев возникает предположение об эйдетизме. С ним Р. А. Харитонов связывает целый ряд присущих аутизму признаков. Нам не удалось выявить этот феномен. В тех случаях, где он казался вероятным, обнаруживалась необычная механическая память без эйдетического компонента.
Общий рисунок поведения часто приближается к «полевому», благодаря затруднениям в целесообразной активности. Однако истинно «полевой» характер, связанный с отсутствием способности к психическому напряжению и подавлению неактуальных раздражителей, возникает с тем большей вероятностью, чем «органичнее» нарушения психики.
Страница 4 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец
Еще по теме:
![]() |