Общее состояние больного



В зрелом возрасте лицо более спокойно, сдержанно. В старости черты лица застывают, выравниваются (например западение рта вследствие выпадения зубов) и в значительной степени теряют свою характерность.

Оставляя в стороне вторичные половые признаки (рост усов, бороды, характер растительности на голове), у мужчин можно отметить более крупные и определенные черты лица, у женщин, наоборот, их мягкость.

Однако нередко встречаются мужчины с женственными лицами и женщины с мужественными чертами лица. И это несоответствие липа полу данного человека имеет, по-видимому, свое семиологическое значение.

Конституциональные особенности лица в общем достаточно характерны.

В самом деле, какая большая разница между лицом типичного гиперстеника, с описи стороны, и лицом типичного же астеника - с другой. Разница не только во внешних очертаниях, но и в их игре.

Лицо гиперстеника - широкое, мягкое, с закругленными линиями и в то же время большей частью с четким рисунком характерных его частей (лба, носа, губ и подбородка) - представляется правильным и нередко, особенно в связи с хорошим цветом лица и приятным его выражением, бывает красивым.

Но в других случаях оно отличается чрезмерным развитием нижнего своего этажа, который составляет резкий контраст с низким и узким лбом.

Лицо астеника - узкое, длинное, с резко очерченными, угловатыми линиями, худое и бледное. Характерной особенностью астенического лица является сочетание длинного носа с гипоплазией нижней челюсти, другими словами - преобладающее развитие среднего лицевого этажа.

Иногда у астеников выступает резкое преобладание в развитии верхнего - черепно-мозгового лицевого этажа над средним и нижним, так что голова и лицо принимают форму треугольника с основанием, обращенным кверху.

Лицо среднего конституционального типа отличается пропорциональностью своих частей.

Внутренняя секреция также накладывает свой отпечаток на лицо почти каждого человека, так что на нем до известной степени можно прочитать «эндокринную формулу» индивидуума. Внутренняя секреция находится в тесной связи с конституцией организма и оказывает существенное влияние на ее, так сказать, оформление. Две эндокринные железы оказывают при этом наибольшее влияние - это щитовидная железа и гипофиз.

Известная степень понижения функции щитовидной железы - основной эндокринный момент, свойственный гиперстеническому конституциональному типу; с ним связан целый ряд характерных для этого типа признаков и свойств, в том числе и строение лица. Дальнейшее понижение функции щитовидной железы ведет к гипотиреоидной конституциональной аномалии (доброкачественный гипотиреоидизм) и затем, при недостаточности щитовидной железы - к микседеме с характерным для нее «микседематозным» лицом: лицо широкое, круглое как полная луна, бледное, с гладкой без морщин кожей, с расплывшимися и утолщенными чертами, с ушедшими вглубь, как бы заплывшими глазами и с равнодушным и тупым выражением.

Гипофункция гипофиза составляет вторую характерную эндокринологическую черту гиперстеников и, накладывая на них, более или. менее густые штрихи гипофизарного ожирения (dystrophia adiposo-genitalis) с его женственным типом, еще более подчеркивает особенности гиперстенического гипотиреоидного лица.

Гиперфункция щитовидной железы и гиперфункция гипофиза характерны для астенической конституции и накладывают свой, главным образом гипертиреоидный, отпечаток на лицо астеников. Влияние повышенной функции гипофиза сказывается в более значительной величине носа, надбровных дуг и кистей рук, а при патологической гиперфункции приводит к заболеванию акромегалией.

Акромегалическое лицо характеризуется резким развитием надбровных дуг, непропорционально большим размером носа, губ, языка и подбородка; чрезмерное разрастание нижней челюсти влечет за собой расхождение зубов, между которыми образуются значительные промежутки.

Чрезмерная гиперфункция щитовидной железы ведет к развитию базедовой болезни. Для базедовического лица характерны: большие, широко открытые, выпученные, немигающие и блестящие глаза, которые придают всему лицу выражение как бы застывшего испуга или ужаса.
 
Наконец, накладывают свой более или менее характерный отпечаток на лицо и разного рода патологические состояния.

При сердечно-сосудистых заболеваниях можно выделить: 1) бледное лицо при аортальных пороках (вследствие относительного малокровия в большом кругу кровообращения); 2) митральное лицо при митральных пороках -одутловатое, с застойным (цианотичным) румянцем и расширением кожных вен на носу и щеках (вследствие неполной компенсации этих пороков и длительных застоев в малом кругу); 3) сердечное лицо, при сердечной недостаточности: «черты обрюзглые, глаза как будто постоянно слезятся, взгляд тупой и сонливый, цвет лица - смесь желтоватой бледности с синюхой, рот постоянно полуоткрытый, больной как бы ловит воздух, губы несколько выпячены, багровы.

Из поражений органов дыхательной системы довольно характерное лицо наблюдается при крупозной пневмонии: покрасневшее и несколько набухшее (лихорадочное лицо), возбужденное и беспокойное, со страдальческим выражением, с. пробегающей при кашле (ввиду болезненности его) гримасой, с игрой крыльев носа (вследствие одышки), нередко с типичными пузырьками герпеса (herpes) на губах. Характерно также лицо при активном туберкулезе легких: худое, бледное, но с яркими пятнами румянца на щеках, с широко раскрытыми глазами, склеры которых нередко ясно-голубоватого оттенка, с полуоткрытыми сухими губами, с весьма подвижными крыльями тонкого носа.

При тяжелых заболеваниях органов брюшной полости (тяжелые энтероколиты, острые гнойные перитониты, паралич сосудов, иннервируемых чревными нервами, и связанный с этим коллапс) наблюдается типичное лицо, описанное еще Гиппократом: мертвенно-бледное, с синюшным оттенком, с резко заострившимися чертами лица, с глубоко запавшими страдальческими глазами, с крупными каплями холодного пота на лбу - перитонеальное лицо, лицо Гиппократа (fades Нурроcratiea).

При заболеваниях почек характерно или резко отечное, заплывшее, бледное и до неузнаваемости обезображенное лицо при отечных формах заболеваний (острый нефрит, нефроз), или одутловатое и бледное с равнодушным, сонливым и как бы невидящим взглядом при хронических заболеваниях с явлениями недостаточности почек (сморщенные почки).

Характерны также лица при некоторых поражениях головного мозга: неподвижное маскообразное лицо при энцефалите и, наоборот, чрезмерно, но непроизвольно и беспорядочно подвижное - при хорее.


Питание и упитанность больного
При общем осмотре больного необходимо обратить внимание на состояние его общего питания, т. е. отметить, находится ли оно в пределах нормы или понижено, и в таком случае в какой степени, или, наоборот, оно превышает норму и тогда также в какой мере.

Усиление питания вначале дает впечатление здоровья («кровь с молоком») и производит благоприятное впечатление (часто вызывает радость).

В дальнейшем оно становится избыточным, начинает мешать, больные делаются неловкими, и их состояние нередко вызывает сожаление.
 
Наконец, усиление питания (ожирение) может достигнуть чрезмерной степени, делает больных в значительной мере беспомощными, и их состояние может вызывать уже жалость.

В основе умеренных степеней ожирения могут лежать чисто внешние (экзогенные) моменты - обильная питательная еда, спокойный, неподвижный образ жизни. Но всякое более значительное ожирение предполагает наличие определенных внутренних (эндогенных) условий - особого конституционального предрасположения, известных внутрисекреторных расстройств и т. п. Таким образом всякое чрезмерное накопление жира в организме должно прежде всего вызвать мысль о таком эндогенном ожирении.

Ослабление общего питания в меньшинстве случаев также находится в зависимости от эндогенных причин - похудание вследствие внутрисекреторных расстройств (гипертиреоз), так называемая конституциональная худоба, свойственная астеническому типу людей. Иногда такая худоба достигает чрезвычайно резкой степени. Во всяком случае об этой возможности не следует забывать при оценке худобы как симптома.

Но громадное большинство случаев упадка питания и худобы имеет в своей основе ту или другую патологию.

Более или менее длительные инфекционные лихорадочные заболевания, как правило, влекут за собой похудание. Расстройства акта питания, чем бы они ни были вызваны - отказ от пищи (анорексия), сужение пищевода, язва желудка (из-за сильных болей), сужение привратника, хронические поносы и др.- в конце концов приводят к истощению.
Нарушение обмена веществ, например при сахарном диабете, хронические интоксикации, например при злокачественных новообразованиях, туберкулезе, циррозе печени, являются одной из самых частых причин упадка питания. Наконец бессонница, чаще всего на почве упорных и сильных болей, представляет собой очень существенный момент в патогенезе истощения.

Истощение, достигшее крайней степени, носит название кахексии..

Практически, если врач отмечает у больного резко выраженное исхудание, развившееся без всяких видимых причин, то он, имея перед собой молодого еще человека, должен прежде всего подумать о туберкулезе легких, при котором исхудание может быть ранним признаком этого заболевания, или о скрыто протекающем сахарном диабете. У пожилых людей, особенно имевших до того хорошее здоровье, нужно прежде всего подумать о раке.

Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: