Энтеробиоз, исторический материал



Л. Г. Муквоз описал проведенный им впервые массовый опыт комплексного оздоровления от энтеробиоза школьников в 25 школах Запорожской области. Был применен метод так называемого развернутого соскоба, включавший, кроме перианального соскоба, также исследование смывов с пальцев и кистей рук и с трусов; этот метод оказался в 2 раза эффективнее обычного. Главный упор был сделан на привлечение педагогов к активному участию в широкой санитарно-просветительной и воспитательной работе среди школьников. На основе совместного приказа областных отделов здравоохранения и народного образования на заседаниях педагогических советов с участием врача-паразитолога СЭС не менее 2 раз в году заслушивали сообщения школьных врачей об уровне пораженности школьников энтеробиозом (и другими гельминтозами) и о мерах борьбы с ним. В первых четырех классах были введены «уроки здоровья», программа которых в виде отдельного раздела была включена в учебные планы преподавателей. Списки инвазированных школьников передавались школьной медицинской сестрой учителям, которые следили за выполнением учащимися гигиенических правил и оказывали помощь при проведении дегельминтизации по поводу энтеробиоза. В Запорожской области были широко распространены диктанты по профилактике гельминтозов со специальным для каждого класса текстом. Школьники читали tea-писанные ими диктанты в своих семьях и с распиской родителей возвращали их педагогам, которые затем передавали; их в СЭС. В каждой школе был организован из старшеклассников кружок «Юный гельминтолог», члены которого проводили в младших классах беседы о профилактике гельминтозов (в первую очередь - энтеробиоза), издавали бюллетени, организовывали «уголки здоровья», помогали медицинским работникам при проведении различных мероприятии. В классах были организованы санитарные посты, в задачи которых входили проверка наличия салфеток у школьников, чистоты рук, дежурство в столовой, наблюдение за наличием мыла в умывальных комнатах. Уровень пораженности энтеробиозом трактовался как показатель уровня санитарной культуры, как критерий выполнения детьми гигиенического режима. Вся эта работа положительно повлияла и на учебный процесс: в своих отчетах в конце учебного года преподаватели подчеркивали, что дети стали более спокойными и усидчивыми и что работа, проведенная по оздоровлению от энтеробиоза, не только улучшила здоровье школьников, но и повысила их успеваемость. В результате 3-летней работы по оздоровлению от энтеробиоза, уровень пораженности острицами понизился в несколько раз.

Комбинированное применение дегельминтизации пиперазином, санитарно-гигиенических мероприятий и санитарно-просветительной работы привело как в Запорожской области, так и в ряде других районов Советского Союза к снижениюпораженности энтеробиозом: в Запорожской области за 16 лет в 3 раза, в дошкольных учреждениях г. Кыштым Челябинской области за 3 года - в 2 раза, в Тернопольской области за 5 лет - в 1-2 раза. В закрытом дошкольном учреждении Московской области заболеваемость энтеробиозом за 2 года была ликвидирована, в ряде открытых дошкольных учреждений резко снижена.
Е. В. Миленина разработала комплекс мер по гигиеническому воспитанию как детей, так и обслуживающего персонала. Она исходила из того положения, что умение выполнять гигиенические процедуры и превращать умение в навык и привычку требует специального обучения и тренировки, поскольку в основе навыка лежит не только сознание необходимости владеть им, но и условно-рефлекторная деятельность. В качестве критериев успешной постановки гигиенического воспитания дошкольников в коллективе были приняты следующие показатели; 1) знание детьми вреда, который наносят организму гельминты, и путей заражения ими; 2) образование у подавляющего (90- 95%) большинства детей потребности в чистоте рук и одежды, своевременное и осмысленное выполнение ими правил личной гигиены; 3) уменьшение числа детей, имевших вредные привычки (сосать пальцы, грызть ногти, есть траву и землю); 4) участие детей в поддержании гигиенического режима; 5) осознанное и медицински грамотное выполнение персоналом мероприятий по оздоровлению коллектива от гельминтозов; 6) снижение заражаемости энтеробиозом и гименолепидозом и прекращение загрязнения внешней среды яйцами гельминтов.

Воспитатели стремились привить любовь и заботливое отношение старших детей к младшим. Сознание старшинства вызывало чувство ответственности за малышей, а у младших детей - желание быть похожими на старших.

В детских домах проводили открытые педсоветы, на которых поднимали вопрос о необходимости единых требований к детям со стороны воспитателя, няни, медицинской сестры или других лиц. Ознакомление технических работников с задачами и методами гигиенического воспитания помогло возникновению контакта и преемственности в работе педагога и няни.

Страница 2 - 2 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: