Борьба с судорожным синдромом при столбняке



Весьма важно, что дыхательная мускулатура одна из первых выходит из генерализованной судорожной реакции и благодаря этому дыхание сохраняется при провокации судорог, в то время как другие мышечные группы еще вовлекаются в судорожный процесс. Вместе с тем электрическая активность в охваченных ригидностью мышцах, особенно в мышцах пораженной конечности, остается не подавленной еще в течение длительного времени. Как показали исследования, электрическая активность в мышцах "столбнячной" конечности подавляется лишь при очень глубоком наркозе. Наряду с этим при даче барбитуратов сразу же изменяется электроэнцефалограмма, причем, как показывают клинические наблюдения, изменения на электроэнцефалограмме начинаются задолго до изменения электрической активности в мышцах.

Из приведенных материалов видно, что при даче барбитуратов (как и других седативных средств) нет необходимости вызывать наркотическое состояние; дыхание относительно нормализуется еще до достижения глубокой депрессии, расслабления же пораженных мышц полностью все равно не достигается. Эти особенности имеют важное значение, так как необходимо избегать появления наркотических эффектов барбитуратов.

Действие барбитуратов, как видно из сказанного, отличается от действия аминазина. Последний обрывает длительную активность мотонейронов, но в меньшей степени влияет на генерализацию возбуждения по спинному мозгу и стволовой части при возникновении общих судорог; барбитураты же вызывают общую депрессию, влияя при этом и на степень генерализации возбуждения. Поэтому целесообразно сочетать применение обоих препаратов.

Отрицательным свойством барбитуратов является их угнетающее влияние на дыхательный центр и способность нарушать окислительные процессы при применении в относительно высоких дозах, а также то, что они не всегда эффективны в снятии ларингеального спазма. Описаны нарушения сердечной деятельности, галлюцинаторный бред, кумулятивные эффекты, особенно у новорожденных. Дозы барбитуратов определяются тяжестью заболевания, состоянием сознания и дыхания и применением других средств противосудорожной терапии.

Мианезин. Мианезин был введен в практику лечения столбняка в послевоенные годы и с тех пор получил весьма большое распространение. Особенно широко используется мефенезин в клиниках Америки, в частности Южной Америки.

Мианезин действует на систему вставочных нейронов спинного мозга, причем его эффект тем значительнее, чем большие цепи вставочных нейронов участвуют в реакции. Снимая активность вставочных нейронов, мианезин способствует угнетению и тонических рефлексов. Он является хорошим антагонистом стрихнина (что весьма важно в связи с аналогичным действием стрихнина и столбнячного токсина); блокирует влияние ретикулярной формации на спинной мозг и оказывает лишь небольшое воздействие на электроэнцефалограмму. Он одинаково эффективен при экспериментальном столбняке у интактных и спинальных животных и сильнее, чем многие другие препараты, подавляет повышенные при столбняке полисинаптические рефлексы. Благодаря всем перечисленным свойствам мианезин оказывает влияние на оба компонента судорожного синдрома: он способен ослаблять и общие судороги, и мышечную ригидность. Нормализуя глотание, ослабляя тризм, общую ригидность, уменьшая боли от напряжения мышц, облегчая дыхание и пр., мианезин благотворно влияет на общее состояние больного. Кроме того, мианезин не угнетает дыхательный центр, хотя такая возможность отмечена. Значительный разрыв между терапевтическими и токсическими дозами уменьшает опасность передозировки. Кроме того, препарат не обладает кумулятивными свойствами. По данным Asakura, мианезин тормозит повышенную при столбняке аденозинтрифосфатазную активность в головном мозгу.

Все сказанное могло бы сделать мианезин патогенетически адекватным средством для противосудорожной терапии столбняка. Вначале, действительно, казалось, что мианезин и представляет такое средство. Бразильские клиницисты, у которых на большом материале был получен относительно низкий процент летальности, использовали толсерол. Однако Kloetzel в той же клинике в дальнейшем не мог получить столь же хорошие результаты. Хотя мианезин и влияет на оба компонента судорожного синдрома, однако он не снимает ни один из них полностью. Ослабляя общие судороги, он не уменьшает частоту их возникновения. Облегчая дыхание, он, однако, не увеличивает жизненной емкости легких, как это предполагалось вначале. По-видимому, недостаточная эффективность мианезина определяется чрезмерно высокой активностью вставочных нейронов при столбняке и, возможно, также связана с неодинаковым его влиянием на разные системы вставочных нейронов, вовлекаемых в патологический процесс. Поэтому мефенезин применяют в сочетании с аминазином, барбитуратами и другими седативными средствами.

Мианезин можно вводить различными путями. Однако значительным недостатком является то, что при внутривенном введении в растворе свыше 2% мианезин вызывает гемолиз (имеются отдельные указания и на возможности тромбозов), а введение небольших доз малоэффективно. При применении per os в больших дозах препарат может вызвать тошноту и гастрит. Кроме того, при пероральном введении следует иметь в виду возможность осложнения вследствие местно-анестезирующего действия препарата. Недостатком является и кратковременность эффектов мианезина, вследствие чего его постоянно нужно вводить, особенно при внутривенном способе применения.

Для борьбы с судорожным синдромом в клинике был испытан также с положительными результатами аналог мианезина - гваякол-глицериновый эфир, обладающий подобным же механизмом действия.

Метакарбамол. Метакарбамол родственен мианезину и обладает теми же свойствами, что и последний. Он также является эффективным антагонистом стрихнина. Метакарбамол подавляет оба компонента судорожного синдрома при столбняке, ослабляет мышечную ригидность и тризм, уменьшает повышенную электрическую активность в мышцах, уменьшает интенсивность и частоту судорог, нормализует дыхание, уменьшает мышечные боли, снимает дисфагию. Препарат также не угнетает дыхательный центр (хотя исключить такую возможность нельзя и обладает относительно широким диапазоном дозировок. Продолжительность его действия большая, чем мефенезина (по антистрихнинному тесту) и, по-видимому, шире спектр действия на системы рефлекторного аппарата. В отличие от мефенезина метакарбамол хорошо растворим в воде и при внутривенном введении не вызывает гемолиза. Это позволяет вводить его в относительно больших дозах и бороться с судорогами.

Целесообразно применять метакарбамол вместе с барбитуратами и аминазином. В этих случаях дозы барбитуратов могут быть значительно снижены. Судя по первоначальным данным, такие сочетания дают особенно благоприятный эффект. В небольших дозах при раздельном применении препарат менее эффективен. Можно полагать, что метакарбамол окажется весьма полезным средством при комплексной противосудорожной терапии столбняка. Однако для оценки его эффективности необходимо накопление материала.

Мепробамат. Мепробамат (мильтаун, андаксин) относится к той же группе, что и мианезин и метакарбамол. Он также угнетает полисинаптическую активность и является антагонистом стрихнина. Он действует дольше и в некоторых отношениях даже сильнее мианезина, не влияет на вегетативный отдел нервной системы и не угнетает дыхание и сердечную деятельность; кроме того, вызывает успокоение больных. По-видимому, мепробамат действует преимущественно на более высокие уровни центральной нервной системы, чем мефеназин. Он изменяет электроэнцефалограмму у больных столбняком животных, но эти изменения не имеют каких-либо особенностей по сравнению с теми, которые наблюдаются в норме. Активным пропагандистом введения мепробамата в практику лечения столбняка явился Perlstein. Согласно его данным, мепробамат в дозе 400 мг сильнее действует на повышенную электрическую активность в мышцах при столбняке, чем аминазин в умеренных дозах (25-50 мг) и пентобарбитал (200 мг). Испытан мепробамат с неплохими результатами и другими авторами. Особенностью действия мепробамата является то, что он ослабляет судороги, вызываемые внешними раздражителями (звук, свет и пр.). Благодаря этому нет необходимости создавать очень строгую изоляцию больных. Эту особенность следует иметь в виду при транспортировке больных. Однако мепробамат менее или почти неэффективен в отношении судорог, вызываемых соматическими раздражениями. Замена трахеотомической трубки, введение катетера, значительные сгибания конечностей и пр. могут вызвать судороги. Этот факт свидетельствует о том, что мепробамат оказывает неодинаковое влияние на все системы вставочных нейронов. Он слабее, чем мианезин, подавляет повышенную полисинаптическую активность. Чтобы восполнить этот недостаток рекомендуется комбинировать мепробамат с аминазином и барбитуратами или только с барбитуратами. Важно то, что дозы барбитуратов могут быть значительно снижены.

Страница 3 - 3 из 7
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Георгий Крыжановский

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: