Пищевая аллергия, записки практикующего врача


Эта статья посвящена особой форме аллергии - пищевой. Пища является одним из важнейших факторов внешней среды. Она более, чем любой другой ее фактор, переходит во внутреннюю среду организма и участвует во всех жизненных процессах.

Сегодня будет представлен больной В-ко, 38 лет, портной. На протяжении всей своей сознательной жизни ни разу не попытал от еды наслаждения, более того, всегда испытывал большое волнение, страх, вплоть до депрессии, поскольку многие его страдания, были связаны именно с едой.

В настоящее время больной поступил в клинику для второго курса специфической иммунотерапии.

Первый раз поступил в клинику два года назад с, жалобами на жестокую головную боль, крапивницу, отек Квинке, периодические приступы кашля и значительного удушья, боль в надчревной области, тошноту, рвоту.

Начала заболевания не помнит, но знает, что еще в детстве бывали распространенные высыпания на коже. Всегда плохо ел, часто еда сопровождалась тошнотой, рвотой, болью в животе. Легче становилось, когда переходил на "чай с сухарями". Однажды, около 20 лет назад, дошел до крайнего исхудания и был госпитализирован в клинику, где состояние еще больше ухудшилось. Отказался от приема пищи и с подозрением на психическое заболевание был переведен в психиатрическую больницу, где больного начали кормить с помощью питательных клизм, в основном смесью глюкозы с яйцами и синтетическими витаминами. Состояние несколько улучшилось, стал понемногу есть: бульоны, чай, сухари и даже мясные фрикадельки. Диагноз психического заболевания был снят и больной был выписан. В этот же день вечером у родителей больного, с которыми он живет, были гости. Их угощали чаем, вареньем (вишневым и клубничным), тортом домашнего изготовления. Больной с опаской, но попробовал все, что было на столе. Буквально через несколько минут появилась сильнейшая головная боль, тошнота. Вызвали скорую помощь. Промыли желудок, предположив отравление тортом (он был с заварным кремом, сделанным за день до этого). Состояние больного к утру улучшилось, но вновь наступил страх перед едой.

В это время больной был призван служить в армии. Признан годным к нестроевой службе из-за пониженного питания и слабого общего физического развития. Находясь на военной службе, работал в пошивочном цехе, кроил и шил офицерское обмундирование, жил в казарме, находился на солдатском довольствии. Состояние больного в это время было по его словам "сносным", иногда поташнивало, отмечалась головная боль, высыпания на коже, но это были привычные для него явления. Однажды в жаркий летний день, на втором году службы, во время обеденного перерыва в мастерскую было принесено прохладное молоко. Больной, как правило, не пил молоко не потому, что знал о его отрицательном влиянии, а потому, что ожидал такого влияния от любой пищи. Но было жарко, хотелось пить, и он не устоял от приглашения выпить молоко. Помнит, что пил как никогда с жадностью и выпил почти 2/3 полулитровой бутылки. Уже через 10-15 мин появилась боль "под ложечкой", резкое вздутие живота, тошнота. Дальше больной ничего не помнит.

Очнулся в больнице. Без сознания был более часа. Ему сказали, что промывали желудок, делали "много уколов", что у него была "сердечная слабость" в связи с пищевым отравлением. В последующие дни наблюдался понос, продолжалась головная боль. Из больницы больной был переведен в госпиталь. С диагнозом язвенная болезнь желудка досрочно был демобилизован.

В дальнейшем больной избегал употреблять молоко, в его состоянии особых изменений не произошло, но стал замечать, что чувствует себя лучше. Употреблял простую и даже грубую пищу (черный хлеб, мясо, овощи), заметил, что лучше переносит растительное масло и даже свиное сало, чем сливочное масло. Шли годы, острота ощущений притупилась, больной иногда даже забывал, что многие виды пищи ему вредят. Однажды, около трех лет назад, съел ватрушку. Кроме головной боли, которая появилась вскоре, и боли в животе, которая была для больного привычной, появился отек губы, а к вечеру затрудненное дыхание, кашель и насморк. Решил, что простудился, но мысль о связи этих явлений с ватрушкой не покидала больного, и примерно через неделю, когда кашель, насморк и затрудненное дыхание исчезли, больной решил провести эксперимент и вновь съел ватрушку. На этот раз возобновились все явления, которые наблюдались первый раз, но удушье было настолько выражено, что пришлось вызывать скорую помощь. Тогда больной впервые услышал, что у него бронхиальная астма и что она, по-видимому, результат перенесенного гриппа. Ко всем привычным явлениям периодически стали присоединяться приступы кашля и удушья. В течение года принимал теофедрин, который, по утверждению больного, облегчал не только кашель и удушье, но и боль в животе, а порой и головную боль. Около двух лет назад больной был направлен в аллергологический кабинет. Здесь впервые подумали о том, что ряд проявлений болезни, возможно, связан с пищевой аллергией. Если это так, то те тяжелые реакции, которые трактовались как пищевая интоксикация, на самом деле были анафилактическими.
 
Из анамнеза жизни установлено, что он младший ребенок в семье, где было еще двое детей. Развивался плохо, поскольку через полтора месяца после рождения, ввиду того что мать подверглась операции по поводу "камней в желчном пузыре" и долго после этого болела, был переведен на искусственное вскармливание. Несколько раз болел диспепсией, возможно, токсической. Часто бывали высыпания на коже. Гипотрофия, а быть может, и другие причины заставили врачей запретить делать прививки. Оспа впервые была привита в возрасте четырех лет. Первые школьные годы совпали с войной. В это время часто недоедал и чувствовал себя как будто лучше. Но тогда перенес дизентерию. В детских коллективах никогда не был. Закончил 7 классов средней школы, после чего поступил в ремесленное училище, но вскоре из-за болезни вынужден был оставить его.

Поступил в качестве ученика, а затем подмастерья к портному, где освоил портняжное ремесло. Юношей перенес какое-то тяжелое инфекционное заболевание, по поводу которого 2 месяца лежал в инфекционной больнице, откуда без диагноза был переведен в туберкулезное отделение, по диагноз туберкулеза подтвержден не был. В течение многих лет жилищно-бытовые условия были плохими. Семья жила в одной комнате в коммунальной квартире в одноэтажном бревенчатом доме без ванной и туалета. Последние 6 лет живет в благоустроенной квартире вместе с родителями. Последние 4 года работает закройщиком, материальное положение хорошее. Не курит, не пьет.

Коль скоро уже на основании анамнеза болезни вкралось столь серьезное подозрение о пищевой аллергии, необходимо с особой тщательностью собрать аллергологический анамнез с учетом возможного воздействия пищевых аллергенов.

Итак, переходим к аллергологическому анамнезу. Хотя отца помнит плохо, но знает, что болел закрытой формой туберкулеза легких, у бабушки по линии отца была бронхиальная астма. У матери однажды были высыпания на коже после приема "какого-то лекарства, кажется, брома". Родители матери здоровы, дожили до глубокой старости. Сестры (старшие) здоровы, обе замужем, имеют по ребенку, у одного из них тяжелый экссудативный диатез. Больной холост, детей не имеет. Хотя у больного с раннего детства непереносимость разной пищи, но проявления ее (сыпь, удушье, крапивница) лишь в последнее время стали трактовать как аллергические. В детстве врачи запрещали профилактическую вакцинацию, но после прививки оспы и введения какой-то вакцины в период службы в армии (по-видимому, пентавакцины) реакций не было. У больного так часто и так незакономерно возникали различные реакции, что установить для себя, когда они были связаны с приемом лекарственных средств, не мог, хотя часто анализировал свое заболевание и в этом плане. Не заметил сезонности в течении заболевания, равно как и влияния климата, погоды, охлаждения, перегревания, солнечной радиации, физических нагрузок, эмоций. Казалось, что кашель и удушье связаны с простудой, но, возможно, это ошибочное суждение, как думает сам больной. Обострения болезни и ухудшение состояния могут быть и днем и ночью, и дома, и на работе, и на улице, но так или иначе они связаны с едой. Больной точно не знает, какие пищевые продукты влияют на течение его заболевания, но под подозрением находится молоко, кондитерские изделия, поскольку наиболее тяжелые проявления заболевания были связаны именно с употреблением этих продуктов. Никогда не замечал, чтобы пыль, запахи, насекомые, животные, постельные принадлежности, какая-либо одежда отрицательно влияли на самочувствие.

Из анамнеза жизни вы помните, что много лет жил в бревенчатом доме, а последние годы живет в панельном железобетонном доме. Не замечал, чтобы какая-либо домашняя утварь оказывала неблагоприятное влияние, но в кухню ходить избегает: при виде пищи у него появляется страх и порой сердцебиение. По роду своей профессии больной много контактирует с шерстяными и синтетическими тканями, но не склонен считать, что испытывал когда-либо отрицательное влияние этих материалов.

Исходя из анамнеза, можно высказать следующие соображения. Во-первых, налицо наличие аллергических заболеваний, по крайней мере, в трех поколениях семьи - у бабушки бронхиальная астма, у племянницы тяжелый экссудативный диатез. Во-вторых, по характеру клинических проявлений заболевания у самого больного есть много черт, характерных для аллергии: напоминающая анафилаксию реакция после приема молока, крапивница, отек Квинке, высыпания на коже, астмоидный синдром, эффективность противоаллергических средств не только при астмоидном синдроме, но и при всех перечисленных проявлениях. В-третьих, связь с пищей, какой - пока не ясно, но прежде всего с молоком. Об этом, кроме наблюдений самого больного, свидетельствует еще факт раннего отлучения от груди, следовательно, раннего добавления коровьего молока. Ряд наблюдений свидетельствует, что при развитии аллергии к молоку такие обстоятельства играют существенную роль. Было решено наряду с продолжением клинического, аллергологического, иммунологического исследования больного начать ведение пищевого дневника, поскольку при подозрении на пищевую аллергию только тщательный анализ последнего может помочь выявить предполагаемый пищевой аллерген и использовать его для кожных и провокационных проб, а также в качестве антигена для иммунологических исследований.

Страница 1 - 1 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Ефим Брусиловский

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: