Пограничные случаи и легкие формы психической недостаточности


При лечении нарушений психического развития необходимо особенно учитывать: 1) соматическое состояние больного; 2) его психику в целом; 3)    состав семьи и взаимоотношения внутри нее; 4) лечебные возможности в пределах данной социальной группы; 5) жилищные условия; 6) образ жизни.

Среди условий, приводящих к тяжелым расстройствам развития, наиболее важны, несомненно, соматические факторы. Имеется, однако, немало детей и взрослых с легкими формами интеллектуальной недостаточности, обусловленными каким-нибудь хроническим поражением головного мозга, например посттравматического или постинфекционного характера, или конституциональными пороками. Очень часто важную роль в генезе психической отсталости играют социальные моменты. Соответствующими исследованиями установлено влияние семейных отношений на развитие ребенка: значительное большинство детей, вполне поддающихся воспитанию, но не сумевших приспособиться к своему окружению, происходит из семей, в которых царил разлад. Эти семейные условия и ограничили способность ребенка сформироваться в личность, которая обеспечила бы ему возможность удовлетворительного приспособления к обществу совершенно независимо от его интеллектуальных возможностей.

Социологическими факторами в значительной мере определяется и то, какие дети считаются в обществе слабоумными. В понятии слабоумия содержится больше социально-оценочных моментов, чем определенного патологического состояния. Эпидемиологические исследования показывают, что слабоумие обнаруживается в большинстве случаев среди детей школьного возраста, и в этом смысле в нем можно видеть продукт культурных отношений. Определенные интеллектуальные тесты обнаруживают у детей некоторых слоев населения низкие показатели IQ главным образом потому, что эти тесты рассчитаны на определенную общественно-культурную структуру. Можно легко показать, что при повторных тестах на IQ у детей "из народа" отмечаются более высокие показатели, если до этих обследований им предоставлялись благоприятные условия для образования. Возможно поэтому, что некоторые дети зачисляются в категорию слабоумных лишь вследствие того, что они не подходят под определенную школьную программу.

Психологическая экология. Явление психической недостаточности не только порождает трудные психологические проблемы, проливающие свет на сложность человеческого интеллекта и нарушения его развития, но и ставит ряд социальных, педагогических и биологических вопросов, заслуживающих нашего внимания. Человеческий интеллект нельзя рассматривать в отрыве от его биологической и общественной почвы. Психологическая экология является важной научной отраслью, правда только еще зарождающейся.

Судьба слабоумного во многом зависит от того, в какой семье он родился. Если он является единственным печальным исключением в своей семье, он с самого же начала оказывается в положении неполноценного и презираемого члена своей группы. Это вызывает у него депрессивные реакции и с самого раннего детства мешает его психическому развитию в целом. Ребенок становится неспособным надлежащим образом реагировать на воздействия среды, замыкается в своем одиночестве. Другие члены семьи часто стыдятся его, пытаются даже скрыть его существование. У родителей, родственников и учителей создается впечатление, что ребенок "ленив", "вял" или просто строптив, и в обращении с ним обычно проявляют нетерпение. Все это вырабатывает в ребенке комплекс неполноценности, который подавляет его усилия как-то адаптироваться к окружению и его запросам. В школе ребенок настолько падает духом, что он не в состоянии выполнять даже те задачи, которые ему вполне по плечу. Он отказывается учиться читать и вообще предпочитает и в других областях отставать от своего интеллектуального возраста.

По теме в разделе:
Олигофрения
Тяжелые формы олигофрении
Наследственная патология
Психиатрия олигофрении
На подобную неблагоприятную ситуацию такие дети реагируют по-разному, в зависимости от своего характера и от влияний, которым они подвергаются. Многие уходят в себя, погружаются в мечтания и грезы, строят свой воображаемый мир, в котором и живут. Другие пытаются сохранить известную долю самоуважения путем повышенной активности и деятельного участия в общественной жизни, что часто, однако, ускользает от их контроля. Такие дети часто оказываются в затруднительных положениях, попадаются на воровстве, в "противоестественных" сексуальных актах и т. п. Подобные поступки принято приписывать слабоумию этих детей, однако психоаналитическое изучение их развития неопровержимо доказывает, что они реагируют, как нормальные дети, что их образ действий является продуктом психодинамических факторов, а не ограниченной способности суждения или психической недостаточности. Судьба такого члена средней семьи в сильнейшей степени зависит от того, в какой мере он встретится с пониманием и сочувствием со стороны окружающих. Многие из таких детей попадают в специальные заведения, другие же остаются дома, но обычно в таких условиях, которые совсем не обеспечивают надлежащего использования действительных способностей этих детей.

В семье с более низким уровнем или в такой, где один из родителей или оба они в психическом отношении несколько отсталый, дебильный ребенок ведет, как правило, совершенно другую жизнь. Его психический склад не распознается в раннем детстве, и он чаще всего вырастает в неудовлетворительной домашней обстановке, пока его не возьмут на свое попечение общественные организации. Слабоумная мать не в состоянии заботиться о семье, которая часто к тому же слишком велика: она оставляет детей без- присмотра, плохо кормит их, пренебрегает опасностью инфекционных заболеваний. Иногда она вообще избегает своих обязанностей по дому (особенно при наличии сексуальной распущенности). Часто отец (а иногда и мать) страдает алкоголизмом и тоже бросает семью на произвол судьбы. Все это нередко приводит к несчастным случаям (обвариваниям, ожогам, пожарам). У детей в таких семьях часто наблюдаются тяжелые инфекции, хроническое гноетечение из ушей, остеомиелит или острые заболевания с осложнениями со стороны нервной системы, что усугубляет психическую недостаточность этих детей. Другие дети страдают последствиями неправильного питания в первые годы своей жизни, что вызывает задержку их физического и психического развития. Все это не позволяет таким детям развиться до уровня законченной личности.

Отсутствие физической и эмоциональной материнской заботы создает из таких детей психопатические личности с тяжелыми психическими расстройствами, которые затягиваются на много лет и подавляют всякие чувства привязанности. Таким же остается их отношение и к опекунам. Всякого рода мелкие проступки, на которые родители склонны смотреть сквозь пальцы, встречают строгое осуждение со стороны воспитателей, а также отчима или мачехи. Частый переход из одной семьи в другую лишь усиливает в ребенке чувство отчужденности и необеспеченности, и в конце концов он совершенно утрачивает способность гармонически вжиться в какое бы то ни было общество. Незадолго до наступления половой зрелости, часто даже уже до 10-летнего возраста, у этих детей наблюдаются сексуальные аномалии, они совершают уголовные действия. Возможно, что это объясняется желанием понравиться другим детям и сравняться с ними. Такого ребенка все труднее и труднее будет втягивать в социальную жизнь и он, по всей вероятности, навсегда останется в обществе на положении чужака.

Психически неполноценные девочки, особенно те из них, которые физически хорошо развиты, легко находят себе сексуальных партнеров, и их внебрачная беременность тогда часто ложится бременем на общество. Когда они выходят замуж, их семьи нередко похожи на те, из которых они сами вышли. Так создается порочный круг, но не в силу "наследственности" и не только вследствие слабоумия, а ввиду сложной психологической, социальной и воспитательной ситуации. У молодого человека с психической недостаточностью мало шансов найти себе девушку, которая была бы выше его: девушка с нормальным умственным развитием едва ли прельстится браком с непривлекательным, неумным и вялым юношей, да еще материально необеспеченным. Такие юноши обречены на то, чтобы искать себе пару среди девушек, которые духовно стоят еще ниже, чем они сами. Это и приводит к заключению браков между двумя психически недоразвитыми людьми, которые не в состоянии ни устраивать свои личные дела, ни надлежащим образом заботиться о своих - часто многочисленных - семействах.

Из всего этого видно, как тяжело складывается жизнь для психически недоразвитых людей, как сложны у них отношения. Некоторые государства полагают, что выходом отсюда может быть стерилизация. Однако никакие отдельные мероприятия не в состоянии преодолеть этих трудностей, так как даже строгие стерилизационные законы не решают проблему родителей, которые продолжают оставаться в обществе и ведут себя хотя и крайне предосудительно, но все же не дают повода для государственного вмешательства. Это подтверждается экологическим обследованием 100 сравнительно нормальных пациентов (IQ = 55-75) одного государственного интерната в США. 80% пациентов мужского пола и 58% женского происходили из семей, где царил разлад, 24% пациентов мужского пола и 16% женского оказались внебрачными детьми, у 7% отец, а у 4% мать бросили семью, у 3% родители были в разводе, а у 1% жили врозь. У 3% не было в живых отца, у 8% - матери. У 1% отбывали наказание оба родителя, у 4% - один из них. Алкоголем злоупотребляли родители 36% пациентов мужского пола и 22% женского. У 44% родители (или по крайней мере один из них) были распущены в половом отношении. У 4% оба родителя были недоразвиты, у 5% - слабоумны, причем у пациентов мужского пола слабоумие родителей составляло 10% всех случаев, тогда как не было ни одного случая слабоумия обоих родителей у пациентов женского пола. Слабоумие одной лишь матери зарегистрировано у 14%, а недоразвитость - у 10%. Среди отцов не было ни одного случая "слабоумия", а недоразвитость отмечена у 4%. Этим подтверждается упомянутое выше утверждение, что у слабоумного мужчины сравнительно мало шансов жениться или ему приходится жениться на женщине с интеллектом еще более низким, чем у него.
 
Люди с интеллектом ниже средней нормы в своем психическом созревании отстают от остального населения. Психическое созревание есть процесс, в который входит развитие способностей оценивать данную обстановку, приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам и целесообразно пользоваться предшествующим опытом. Сюда относится и определенная степень психической активности, позволяющая не отставать от других и вступать в соревнования. Дети с психической недостаточностью неизбежно отстают от своих сверстников, а интеллектуально отсталые взрослые никогда не достигают той степени психической зрелости, которая необходима для житейской самостоятельности. Нужно, однако, иметь в виду, что не всякий ребенок с замедленным психическим созреванием слабоумен, ибо слабоумие имеется лишь там, где недостаточность созревания носит окончательный и постоянный характер.

Замедленное развитие может вызываться различными причинами. У одних детей дело обстоит так, что они просто "медленно раскачиваются", другие во время родов получили травму, что не мешает им, однако, затем медленно подняться до нормального психического уровня. Третьим приходится преодолевать начальные препятствия, созданные происхождением или окружением, или плохим питанием, что хотя и замедляет развитие, но не наносит ему стойкого ущерба. Это можно было наблюдать на одной нашей больной В., отец которой был человеком с недостаточным умственным развитием, а мать хотя и стояла интеллектуально выше, но отличалась неуравновешенностью характера. С самого рождения девочка страдала трофическими расстройствами и аллергическими реакциями на некоторые пищевые продукты. В возрасте одного года ее пришлось поместить в детскую больницу, куда она прибыла истощенной, грязной, очень запущенной. В постели она лежала совершенно неподвижно. На голове у нее была большая твердая гематома; спина и ягодицы были покрыты язвами. В больнице она быстро прибавила в весе, заметно улучшилось и ее психическое состояние. Трудно было, однако, точно установить степень ее психического развития. В последующие годы она отличалась взрывчатым темпераментом, была подвержена частым сменам настроения и страдала хроническим энурезом. В школе была трудным ребенком. В силу ряда тяжелых семейных обстоятельств ее пришлось в конце концов поместить в детский приют. Ее школьные успехи были слабыми. Психологическое исследование показало, что при возрасте в 9 лет 7 месяцев ее интеллектуальный возраст не превышал 8 лет (IQ = 87). Она была приветлива и прилагала все усилия, чтобы правильно отвечать на вопросы исследовавшего ее психолога.

Все это характерно для реакций психопатических детей, не имеющих возможности для развития прочной структуры личности. Такой ребенок привык подчиняться, чтобы во что бы то ни стало угодить другим. Можно опасаться, что такая девочка, как В., с достижением пубертатного возраста станет жертвой сексуальной распущенности, так как, чтобы обрести уверенность в себе, она испытывает непреодолимую потребность в том, чтобы быть любимой. Эта потребность у нее становится гораздо сильнее всякой любви, которую ей могут дать другие. Это и гонит таких людей от одной любви к другой, но ни у кого они не находят личного счастья, да и сами не в состоянии дать это счастье другим, так как не испытали, что такое чужая любовь, и не знают, что значит любить других.

Психометрическое исследование (IQ = 87) показало, что умственное развитие В. вполне нормально, хотя девочка отличалась некоторой вялостью, а по способности суждения отставала от средней нормы своих сверстников примерно на 1 год. Школьные данные показывают, что она не вполне использовала свои способности. Так, например, вследствие внутренних затруднений она не научилась читать. В этой связи можно говорить о невротических помехах чтению, так как девочка вполне могла справляться со школьными заданиями на уровне 2-го класса. Ее письмо (особенно печатными буквами) свидетельствует о том, что она воспринимает и различает как буквы, так и слова, а потому может выучиться и чтению.

Психически отсталый ребенок не только заторможен в своем интеллектуальном созревании, но количественно ограничен в способности усваивать новые сведения и приспособляться к новым обстоятельствам. Такой ребенок не только отстает от своих товарищей по классу в способности суждения; он не в состоянии также усваивать необходимый учебный материал, который средним его сверстником дается без особенного груда. Круг интересов у малоразвитого ученика сужен, напряженность его внимания непродолжительна, работает он медленно. Сложность современной городской цивилизации сбивает таких людей с толку, но в более спокойных условиях сельской жизни они ведут себя вполне нормально.

Слабоумие - явление биологическое, которое не ограничивается одной лишь сферой интеллектуальных функций. Замедленная реакция влечет за собой у этих людей двигательную неловкость. Ошибочно поэтому думать, будто умственно отсталый человек может выправить недочеты своего интеллекта с помощью физических упражнений: верно как раз обратное. Психической недостаточности обычно сопутствует и физическая медлительность и неловкость. У таких людей скорее можно добиться улучшения их двигательных функций, чем расширения их познаний.

Само собой разумеется, что при олигоцефалии бывают всевозможные степени нарушений развития, и было бы не совсем правильно строго ограничивать диагноз олигофрении величинами IQ от 50 до 70. Среди членов семей этих лиц встречаются в качестве предельных случаев также IQ между 70 и 80, с одной стороны, и около 45 - с другой. Психометрическое исследование этих лиц хорошо выявляет степень отсталости или созревания данного индивидуума. Уровень IQ в этой группе остается для каждого человека довольно постоянным в течение всей его жизни, а IQ = 55, 65 или 75 является надежным основанием для суждения о способностях данного человека и для соответствующего прогноза. Несмотря на низкий коэффициент интеллекта, человек с наследственной олигофренией может стать полезным членом общества, если надлежащим образом развить его способности и отвести ему подходящее место. Самая трудная проблема состоит здесь в том, что среди детей наследственных олигофренов, по всей вероятности, опять окажется высокий процент слабоумных л малоразвитых. В последующих поколениях степень олигофрении может даже усилиться, особенно в тех случаях, когда оба родителя слабоумны.

Третья группа (С) состоит из лиц, развитию которых мешали дополнительные факторы. Это заболевания, имевшие место до, во время или после рождения и оставившие какие-либо стойкие дефекты. Размеры дефекта зависят от степени самого поражения, а социальное устройство таких лиц определяется тем, насколько удалось эти дефекты устранить. С психологической точки зрения, эти люди относятся к группе психически недостаточных и нуждаются в соответствующем лечении. С медицинской точки зрения, они близки к лицам из более "тяжелых" категорий, но их положение легче в том отношении, что первоначальные повреждения у них частично устранены.

Осложнения олигофрении:
Нарушения развития
Врожденные эктодерматозы
Нарушение роста
Кретинизм
Перинатальные нарушения
Инфекционные болезни
Нарушения обмена веществ
Дегенеративные заболевания
Неврологические аспекты олигофрении (олигоцефалия). Изучение олигоцефалии ставит нас перед важным вопросом: проявляются ли самые совершенные психические акты и слабоумие в морфологических особенностях головного мозга или эти гипотезы исходят из ложных предпосылок? От представления, будто более высокому интеллекту соответствует больший вес головного мозга, отказались окончательно, и мы знаем теперь, что - по крайней мере в пределах нормальных колебаний - не существует никаких корреляций между степенью умственного развития и весом головного мозга. При этом нельзя, конечно, пренебрегать тем, что ненормально низкий вес головного мозга у человека, находящегося на высоте физического развития и не обнаруживающего никаких признаков ни церебральной атрофии, ни старческой дегенерации, что-то вое же значит. Среди нашего тщательно исследованного материала на 15 случаев истинной олигофрении мы нашли два (у больных в возрасте 39 из 48 лет), когда вес мозга не превышал 950 г. В 3 случаях его вес составлял 1190, 1170, и 1140 г, причем объем мозга был мал. Остальные случаи не выходили за пределы средней нормы.

Если исходить из того, что более высокой интеллектуальной деятельности сопутствует морфологически более богатая дифференциация мозговой коры, то отсюда легко сделать логический вывод, что дефекты психического развития также являются выражением определенных структурных особенностей. Исследования, однако, не подтверждают такой строгой корреляции между психической активностью и структурой мозга. Это было выяснено в июне 1951 г. на симпозиуме Американского неврологического общества на тему "Мозг и дух". В своем реферате "О природе и локализуемости психического" докладчик Кобб сослался на формулировку Брайна, которую мы считаем полезным привести и здесь: "В головном мозгу не только 12 млрд. нервных клеток могут образовывать меняющиеся функциональные связи, но и сами эти функции располагаются, подобно мелодии, в определенном порядке во времени и в пространстве. Глядя через увеличительное отекло на стенной ковер, мы видим отдельные нити, но не видим всего узора. С некоторого отдаления мы, наоборот, видим узор, но уже не видим нитей, из которых он состоит. Я склонен думать, что при исследовании нервной системы мы смотрим на нити, тогда как, изучая психику, мы видим самый узор. Когда-нибудь мы узнаем, как узор составляется из нитей".

Кобб продолжает: "Мне кажется, что гипотеза динамически изменчивого механизма является единственно правильной. Психика и сознание представляют результат взаимной интеграции отдельных функций. Не существует ни центров, ни топографии сознания. В основе выражений психического лежит поток импульсов в комплексных циклах возбуждения. Многие из этих циклов заключены между корой, таламусом и стволовой частью мозга. Для психических функций они, вероятно, наиболее важны. Решающими являются здесь, однако, их взаимодействие и последовательность во времени, а потому ни один участок не может считаться выше или ниже другого. Некоторые функциональные циклы связаны преимущественно с напряжением внимания, другие - с процессами различения и выбора. Эти отношения я описал бы следующим образом: головной мозг есть орган психического. Его большая усложненность у человека впервые делает возможным мышление. Никакое исследование анатомии и физиологии мозга не объяснит, однако, явление психического. Мышление представляет собой последовательность актов, которые как ответ на внешние раздражения зависят от взаимодействия одного отдела мозга с другим. Другими словами, психическое есть взаимоотношение отдельных функций. Сравнивая мысли с мелодией, мы сразу выясняем, что никакое нагромождение гистологических изысканий, как бы прогрессивны ни были их методы, не сможет выявить в мозгу ничего, кроме следов какой-нибудь ноты. Сущность мелодии состоит в последовательности нот, а мысли и являются подобными динамическими рядами".

Из этого следует, что невозможно установить однозначную и незыблемую корреляцию между различными ступенями интеллекта, с одной стороны, и структурой головного мозга - с другой. Ясно, что даже самое тщательное исследование миллионов нервных клеток и волокон не откроет нам причин тех или иных психических дефектов.
 
Со времени классических работ Хамранберга стали предполагать, что при олигофрении можно будет обнаружить недостаточную дифференциацию головного мозга. Тогда Хамранберг писал: "Возможно, что психологически уловимой недостаточности соответствует недостаточность функционально полноценных нервных клеток". Он утверждал далее, будто "в каждом отдельном случае можно показать задержку в нормальном развитии головного мозга". Наши собственные исследования мозга олигофренов обнаружили здесь различные аномалии: асимметрию полушарий, неправильности в конфигурации извилин и борозд, чередование богатых клетками и "пустых" слоев коры, распространение серого вещества из-за отсутствия тангенциальных волокон, маленькие белые ядра и неполную миелинизацию, сохранение недоразвитых, "фетальных" нервных клеток в различных корковых пластах, разбросанность нервных клеток в белом веществе, асимметрию и аномалию ядерных областей, нижней оливы, зубчатых ядер и базальных ганглиев, а также неправильности в расположении клеток Пуркинье.

Объяснить эти данные можно лишь отчасти, так как подобные асимметрии морфологически, видимо, характерны и для мозга выдающихся людей. Однако наличие "фетальных" клеток, нарушения миграции нейробластов и аномалии в образовании симметрических ядерных областей дают, по-видимому, основание думать, что олигофрения - по крайней мере в ее тяжелых формах - морфологически выражена в нарушениях дифференциации. Эту гипотезу в значительной степени подтвердили исследования спинного мозга олигофренов. Изучая головной мозг таких больных, можно установить, что и у них дифференцированность полушарий часто недостаточна. При олигофрении встречаются и очень заметные асимметрии полушарий, а затылочные доли нередко имеют коническую форму и широко раздвинуты. В более раннем возрасте у детей нервные клетки расположены слишком часто, а у детей постарше - редко. Наличие клеток Пуркинье в zona granules также свидетельствует о нарушении дифференциации головного мозга.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Клеменс Бенда

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: